Сетевой журнал «О.ру»

Томское одноигольное вязание

Как связана русская тайга между Томском и Новгородом?

Новосибирск

Томск – город таёжный. Это южная граница таёжного пояса Земли, протянувшегося на 15 тысяч километров от Скандинавии до Колымы и от Аляски до Квебека. Неудивительно, что в верованиях, культуре, быте и хозяйстве коренных народов этого пояса этнографы обнаруживают так много сходного. Берестяная лодка томских селькупов практически неотличима от своей канадской сестры. То же касается одежды, способов её изготовления. На примере томского одноигольного вязания можно проследить исторический путь русских традиций в глубину Сибири.

Предметы, изготовленные в технике одноигольного вязания в большом количестве обнаруживаются археологами вдоль всего побережья Балтийского моря и, поскольку они относятся к эпохе викингов (VIII–XI вв.), за данной техникой закрепилось название «скандинавского вязания». Оно действительно довольно популярно в современных скандинавских странах. Спорить с данным названием не будем, но укажем, что самый древний фрагмент ткани (около 6500 лет до нашей эры), выполненный в данной технике, нашли в Израиле в пещере Нахаль Хемар, самые древние предметы (IV в н.э.) – носок – нашли в Египте, шапку и платок – в Перу. Раскопки в Новгороде также выявили бытование данной техники вязания в Древней Руси. Искусствовед Савенкова Марина Михайловна на основе археологических находок средневекового Новгорода реконструировала возможные способы изготовления вязаных предметов. На Русском Севере эта техника существует до сих пор. В конце XIX века она называлась «копанье». В 1884 году копанье было описано Адольфом Фолькманом в книге «Русское кольцевое плетение, или плетение одной нитью: [Плетение крестьян. чулок и рукавиц]».

Восточные славяне – жители Русского Севера также являются коренными жителями тайги. Взаимодействие, торговля и экспансия русских на восток, «за Камень», т.е. за Урал изначально имели своим источником Новгород, который также находится на южной границе тайги. Первое летописное упоминание о югре и самояди, насельниках Западной Сибири, относится к 1096 году, это рассказ новгородца Гюряты Роговича о походе его «отрока» «в Печеру» и «в Югру». Первое достоверное упоминание о военном походе новгородцев вверх по Оби относится к 1364 году[1], когда воеводы Александр Авакумович и Степан Ляпа ответили на убийство «в Югре» Самсона Колыванова «с други». К этому времени новгородцев уже теснила поднимающаяся Москва и её северо-восточный форпост Устюг. Как мы знаем, Новгород эту конкуренцию проиграет, его роль в освоении Сибири будет отодвинута на второй план. Но по-прежнему основную движущую силу русского продвижения в Сибирь будут составлять представители Русского Севера, хоть и под эгидой московского царя. По подсчетам лингвистов, русское население Томска в 1604 – 1650-х гг. состояло из 6 частей севернорусов, 2 частей среднерусов и 1 части южнорусов[2]. Поэтому стоит ли удивляться, что в старожильческой культуре Сибири присутствует так много параллелей с культурой Русского Севера?

Поскольку климатические условия на Русском Севере и в Сибири сходны, то и предметы одежды и технологии не претерпели разительных перемен. Исследованием технологии вязания предметов одежды одной иглой в томской глубинке занялась Ольга Михайловна Титова, старший научный сотрудник Колпашевского филиала ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова». Сравнение экспедиционных данных с литературными источниками позволило выявить и некоторые особенности бытования технологии в Томской области. Ольга Михайловна отметила, что русские переселенцы, осваивавшие земли в Нарымском крае[3], не только сохранили технологию, но и привнесли её в культуру местного аборигенного населения – южных селькупов. Исследование было ограничено центральной частью области (с. Инкино, с. Саровка, д. Иванкино Колпашевского района, г. Колпашево, с. Парабель). В наши дни одноигольным вязанием в Колпашевском районе занимаются в основном люди старшего поколения, женщины. В качестве материала, за редким исключением, используется овечья шерсть. Мастериц, работающих с конским волосом, практически не осталось, хотя изделия из него (чулки, носки, рукавицы) до сих пор высоко ценятся местными жителями, занимающимися рыболовным и охотничьим промыслами. А ведь ещё Фолькман отмечал, что «русское кольцевое плетение» – занятие исключительно мужское, таким образом рыбаки и охотники готовились к отправке на промысел.

Томское одноигольное вязание-Носки
Носки изготовленные в технике томского одноигольного вязания

Строго говоря, одноигольное вязание не является собственно «вязанием», это плетение из относительно коротких отрезков нити, которые полностью пропускаются в узлы и, по мере необходимости, сращиваются для продолжения плетения. Как отмечает мастер бисероплетения Владислав Ехлаков, эта техника ближе к плетению узлов, а именно плоских узлов. Таким образом плели галуны для фуражек и аксельбантов, а в настоящее время описание подобных переплетений можно встретить в книгах по макрамэ. Отличается эта техника и от вязания крючком, которое основано на сцеплении петель, не задействуя свободный конец нити. Для того чтобы описать технологию одноигольного вязания, как её зафиксировала О.М. Титова, процитируем подготовленное ею описание объекта нематериального культурного наследия «Технология вязания предметов одежды одной иглой»:

«Вязание на одной игле по технологии напоминает плетение, в основе которого лежит последовательное соединение между собой эластичных материалов. Техника изготовления основана на спиральных переплетениях толстой нити при помощи иглы. Изделие, выполненное в технике одноигольного вязания невозможно распустить, потянув за кончик нити. Обрыв нити в одном месте не приводит к распусканию, что даёт возможность продолжить практическое применение вещи. Изделия замкнутого контура, например, рукавицы, вяжут от кончиков пальцев к запястью, а не наоборот.

Предметы одежды из конского волоса вяжутся в одну нить, длина которой определяется каждой мастерицей индивидуально. Она может быть от 2 до 5 метров. Когда нить в процессе вязания уже почти израсходована, к ней приёмами наращивания и скручивания присоединяется следующая.

Работа начинается с накручивания нити на кисть руки таким образом, чтобы получилась одна петля. После чего она снимается с руки и перевязывается этим же концом нити. Узел должен находиться внизу петли. Некоторые мастерицы делают «намоты» на 3 и 2 пальца, тогда диаметр петель становится меньше.

К первой петле по часовой стрелке наматываются ещё четыре. Эти пять петель снимаются с руки и укладываются в одну плоскость. Таким образом, получается основа из десяти нитей. Десятая нить – ходовая, которая вдевается в иглу.

Самое сложное – начало вязания. Игла подводится к правой стороне основы, после чего начинает прокидываться в следующем порядке: под тремя нитями, над тремя нитями, под тремя нитями. Затем иглу разворачивают и, не выдёргивая из основы, проводят в обратной последовательности: над тремя нитями, под тремя нитями, над тремя нитями. После чего иглу освобождают от основы и протягивают нить через петли. При протягивании нити через петли необходимо придерживать их расправленными в одной плоскости тремя пальцами: большим, указательным и средним. Это поможет избежать перепутывания петель. Все последующие шаги вязания будут такими же: справа налево, затем обратно – слева направо. Ходовая нить должна быть только наверху, на указательном пальце.

Связав полосу длиной, равной ширине рукавицы или носка, начинают вязать в обратном направлении. Для этого иглу с правой стороны основы запускают в первую петлю (снизу) уже связанного фрагмента, а дальше по схеме: под тремя нитями, над тремя нитями, под тремя нитями. Потом игла возвращается – над тремя нитями, под тремя нитями, над тремя нитями. Нить вытягивается. Следующий шаг: всё повторяется.

При изготовлении рукавиц «пальцы» вяжут также по спирали. На рукавице мастер определяет место, где будет вывязан напалок. Отверстие для него получается при провязывании по обычной схеме без захвата петли предыдущего ряда. Когда полоса вывязана, вязание продолжается уже с захватом петли. Для вывязывания напалка мастер делает одну петлю в первом ряду отверстия и к ней наматывает ещё 4 петли. Получается нитяная основа идентичная той, что описана в самом начале техники вязания. Вязание также осуществляется по обычной схеме, только с захватом петли края отверстия. Связав напалок нужной длины, край у кончика пальца прошивается нитью.

Форма и размер изделия создаются произвольно (т.е. «на глазок») при помощи добавления и убавления нитей. Прибавление: из одной петли вывязываются две или более петель. Петли прибавляются равномерно по всей ширине изделия. Также равномерно производится убавление: две-три петли провязываются вместе. Для того чтобы задуманные мастером изделия получились одинаковыми по размеру, их вяжут одновременно. При изготовлении носков и чулок пятка не вывязывается. Они получаются круглыми, что позволяет при носке поворачивать их разными сторонами и таким способом продлевать срок «жизни» вещи.

Готовое изделие из овечьей шерсти стирают в горячей воде, отчего оно сильно садится и становится более плотным. Прополаскивают в тёплой воде с добавлением уксуса, чтобы шерсть стала мягче. Вещи из конского волоса стирают и прополаскивают в тёплой воде».

В качестве игл информаторы использовали медные, алюминиевые и деревянные пластинки длиной около16 см и шириной в центральной части около 1 см, толщина – 0,2 см. Отверстие для нитки диаметром 0,5 см находилось либо по центру, либо с небольшим смещением от него.

О материалах в «Описании» сообщается следующее: «Наиболее ценным считается волос из грив молодых лошадей. Стригут их весной перед выпасом. Конский волос также как и овечью шерсть теребят, прядут, сучат на веретене, сматывают в клубки. Жительница села Инкино, Медведева Галина Владимировна, вспоминает: «Моя бабушка сама обрабатывала конский волос и вязала из него «рыбацкие» чулки. Она говорила, что прясть конский волос нужно с тонкой простой нитью, чтобы он легче «спрядывался». Готовую нить перед вязанием не стирают, а прополаскивают уже готовое изделие. Для вязания используют малокручёную нить толщиной около 3 мм. Некоторые современные мастерицы предпочитают не работать с этим материалом из-за жёсткости и достаточно неоднородной структуры нити, которая осыпается во время контакта с ней. Но все они признают, что вещи из конского волоса или с добавлением конского волоса всегда бывают более прочными на истирание, нежели изделия из овечьей шерсти.

Заготовка овечьей шерсти (стрижка овец) всегда производилась два раза в год. Весной – в апреле-мае и осенью – в октябре. Лучшей считается шерсть весенней стрижки, особенно поярковая (от молодой овцы). Изделия из неё получаются более мягкими и пушистыми, поэтому используется она в основном на свитера, «парадные» рукавицы, шапки и шарфы. На рабочие рукавицы и чулки берут шерсть осенней стрижки, так как она хорошо скатывается (Медведева Г.В., Белозерцева Г.Ф., село Инкино).

На подворьях местных жителей в последние годы появились овцы полутонкорунных пород, дающие больше шерсти лучшего качества. Стригут их один раз в год весной.

Шерсть обрабатывают в зимнее время, когда уже завершены все работы в огороде, на покосе, сделаны заготовки на зиму и текущий ремонт в доме. Хранившуюся в мешках до этой поры шерсть достают и начинают, не торопясь, теребить, прясть и сучить. Готовая нить для изготовления изделий одной иглой должна получиться малокручёной, а её толщина составлять примерно 3 мм. После чего пряжу обязательно стирают в тёплой воде с моющими веществами и хорошо прополаскивают. После высыхания шерстяную нить сматывают в клубки».

Ольга Михайловна отмечает, что технология одноигольного вязания в Колпашевском районе постепенно исчезает. Поэтому так важно заинтересовать ею молодых мастеров, которые могли бы дать ей новую жизнь. Сейчас она становится популярна в среде реконструкторов. Появиться в костюме викинга в простых вязаных носках – уже моветон. Ведь не зря одноигольное вязание существует не первую тысячу лет: это практично, надёжно, тепло и, если применить фантазию и мастерство – очень красиво и необычно! Ȫ


[1] ПСРЛ. Т. 4. Новгородские и псковские летописи. СПб., 1848. С. 63–65.

[2] Русские говоры Среднего Приобья. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. Ч. 1. 208 с. – с. 49.

[3] По названию первого русского острога на территории Томской области. В наши дни Нары́м – село в Парабельском районе Томской области.

статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *