Крохотной Тонечке дарил шоколадки Аман Гумирович Тулеев, губернатор Кузбасса, её держал на коленках Виктор Гаврилович Захарченко, художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора, она никогда не занимала третьих мест и называет себя «солдатом». Её манит дух конкурсов и фестивалей и тяготит сидение на одном месте. Каково быть «фольклорным солдатом» рассказывает Антонина Агеева, победительница Гран-При конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» в рамках фестиваля «МИР Сибири» в 2017 году.
«На самом деле, у меня очень сложная жизнь. Я не могу сказать, что я много пережила, просто я жила без родителей довольно продолжительное время. У меня прекрасная мама, прекрасный папа, но в какой-то момент я начала петь…» Тоня родилась в посёлке Плотниковском Крапивинского района Кемеровской области и уже в три года пела частушки, да не одна – у неё был замечательный гармонист, сосед дядя Саша. В то время на восьмое марта в деревенском клубе устроили праздник, на котором детки читали и пели для мамочек. Антонина, конечно, этого начала своей певческой карьеры не помнит, но мама рассказывает, что это был очень трогательный подарок. Там-то Тоню и заметили – Ольга Владимировна Сурова, руководитель детского фольклорного кружка сказала, что у девочки талант, и его нужно развивать. Тоня стала заниматься в кружке, ансамбль много ездил с концертами по области, и Тоня была маленькой звёздочкой. Как-то раз, на празднике урожая, хлеборобов чествовали на сцене прямо посреди сжатого поля, и для награждения вышел губернатор. Взрослые подговорили Тонечку сказать ему что-то серьёзное и благодарственное. И вот, когда Аман Гумирович поцеловал и похвалил маленькую артистку, у Тони, то ли от волнения, то ли от восторга в голове всё перепуталось, и она выпалила: «Дяденька, дайте мне шоколадку, я вам ещё спою!» Аман Гумирович под всеобщий хохот выдал ей десять шоколадок, и Тоня спела. «Потом мне было очень стыдно, все надо мной подшучивали», – со смехом вспоминает Антонина.
Тоня страстно любила петь, но оказалось, что у неё сильнейшая непереносимость поездок – как и многих детей, её «укачивало». Каждый выездной концерт для неё оборачивался ужасной тошнотой, и так вплоть до 18 лет. На одном из концертов Тоню заметила Воробьёва Ирина Ивановна, руководитель ансамбля при музыкальной школе посёлка Зеленогорский, это в 40 километрах от Плотниковки. Она убедила родителей, что девочку нужно дальше развивать, и пригласила к себе. Переехать с насиженных мест, бросить хозяйство, коров, свиней, гусей и всё прочее ради того, чтобы девочка пела – было бы странно. Решили ездить. Своей машины не было, и два раза в неделю мама искала, нанимала транспорт, чтобы Тоня пела. И каждый раз её «укачивало»: 40 км туда, 40 км обратно.
«Ирина Ивановна – это единственный человек в моей жизни, который смог меня столькому научить, вот всё, что я умею – это благодаря ей», – делится Антонина.
Так продолжалось полтора года, и потом все поняли, что это просто физически невозможно. В Зеленогорском был лицей и при нём интернат для старшеклассников, и решено было отправить Тоню в интернат. Районная администрация «подсобила», и Тоню, второклассницу, поселили в комнату к старшеклассникам. «Тут начался ад моей жизни», – вспоминает Антонина. Каждый вечер со слезами на глазах она собирала сумку, говорила, что «уеду, не нужны мне никакие песни, я буду жить с мамой». Но год шёл за годом, фольклорный ансамбль «Забава» Ирины Ивановны Воробьёвой стал для Тони вторым домом, они много ездили, в том числе на всероссийские фестивали. Несколько раз выезжали на «Кубанский казачок» к Виктору Гавриловичу Захарченко. Ездить приходилось, как правило, за свой счёт, Антонина и не припомнит, какие поездки были бы оплачены кем-то ещё. Однажды, когда встал вопрос о том, что необходимо отправлять ребёнка на конкурс в Сочи, мама сказала: «Конечно, надо, будем что-то делать». Денег не было совершенно, и мама продала Дочку – так звали их корову. Тогда Тоня заняла то ли первое, то ли второе место – не помнит.
«У меня никогда не было третьих мест. Как-то очень легко у меня было – выигрывать, я всегда знала, что я выиграю».
Тоня и в «Забаве» была самой маленькой звёздочкой. «У нас были очень интересные, удачные номера, а я была маленькой, как вишенка на торте. И очень приятно сейчас, когда я уже взрослая, а коллектив «Забавы» обновился, что я для этих детей – пример, на меня равняются». Они по-прежнему очень тесно общаются, Антонина приезжает к «Забаве» в гости. Ирина Ивановна со своими воспитанниками в прямом эфире через интернет смотрели выступление Антонины на «МИРе Сибири», церемонию награждения, и первым, кто дозвонился до Антонины, когда она сошла со сцены, была именно она. «А на фоне весь ансамбль кричал «Поздравляем!», и мне было так радостно», – вспоминает Антонина.
Но в восьмом классе Тоня вместе с мамой переезжают в Кемерово, и увлечению фольклором, казалось бы, пришёл конец. «Я решила, что мне это надоело – с трёх лет я пела, и пела, и пела – и напелась». Тоня увлеклась биологией, стала посещать экологическую станцию и решила стать нейрохирургом. Но через год ей позвонила Ирина Ивановна и пригласила на президентский конкурс поддержки талантливой молодёжи в Санкт-Петербург. Антонина выступила сольно и в составе ансамбля и получила первое место. Кстати, на «МИРе Сибири» она познакомилась с Надежной Бариновой, обладательницей мастерового Гран-При конкурса, и оказалось, что они уже встречались в Санкт-Петербурге, куда Надежда Евгеньевна приезжала с детским фольклорным ансамблем «Ладушки». Фольклорный мир – он особенно круглый!
Один из членов жюри конкурса пригласил Антонину после девятого класса поступать в музыкально-педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова в Москве. И тут Антонину опять словно перевернуло: она решила связать свою жизнь с фольклором. Мама решение дочери одобрила и собрала её в Москву. Денег хватило только на абитуриентку – премия, которую выиграла Антонина, приходила только через полгода. И поехала Антонина в свои пятнадцать лет одна в Москву. И поступила. На бюджет. В Москве Антонина познакомилась с такими же горящими народным творчеством ребятами, как и она, они позвали её поступать ещё и в музыкальное училище имени Гнесиных – просто так, за компанию. И вот здесь Антонина впервые серьёзно столкнулась с проблемой, с которой будет планомерно бороться вплоть до настоящего времени – с отсутствием классического музыкального образования. В Зеленогорском, где она проходила свои «фольклорные университеты», воспитанников фольклорного ансамбля почему-то не брали на уроки сольфеджио. Если в институте имени Ипполитова-Иванова были отдельные экзамены для тех, кто не проходил курсов сольфеджио, то в училище имени Гнесиных знание нотной грамоты было обязательным.
«Мне было так стыдно, что у меня было столько времени, а я так и не занялась нотной грамотой. Я была молодым и глупым фольклористом, уверенная, что фольклор существует вне законов классической музыки. Это теперь я понимаю, что сохранять и передавать знания невозможно без грамоты, и музыкальный фольклор здесь не исключение».
Окрылённая поступлением и полная планов Антонина вернулась в Кемерово, но тут пришло известие, что её перевели на коммерческое отделение… Посовещавшись с мамой, они решили, что, наверное, не судьба, не её город.
Антонина вернулась в школу, в десятый класс, и пошла в музыкальную школу. Мама нашла возможность нанимать репетитора по сольфеджио, и так у начинающей фольклористки постепенно начала появляться классическая музыкальная база.
В следующем году, не доучившись в общеобразовательной школе год, Антонина уезжает со своей лучшей подругой Настей, дочерью Ирины Ивановны, в Новосибирский колледж искусств, обучаться по специальности «руководитель фольклорных коллективов». Так они и живут – в одной комнате и за одной партой – не разлей вода. «Она очень хорошо поёт, но на конкурсы не рвётся. Мы разные. Она – всегда с книжкой, больше домосед. Мне же всё время нужно во что-то ввязаться», – размышляет Антонина.
В Новосибирске она продолжает заниматься с репетитором, помимо программы колледжа. Это довольно дорогое удовольствие, и премия «МИРа Сибири» пришлась как раз кстати. «В колледже мне очень нравится класс фортепиано – там очень компетентный, внимательный преподаватель, Наталья Борисовна Блищневская. И общеобразовательные предметы, которых не было в школе – «История искусств», «Культура речи», например», – рассказывает Антонина. Но выбор колледжа был обусловлен не этим. В Кемерово можно было учиться только на специальность «народный хор», но Антонина с самого начала хотела глубоко изучать фольклор. Новосибирский же колледж, как она слышала, славился тем, что здесь происходит обучение исключительно по экспедиционным записям, которые студенты расшифровывают и изучают. И действительно, одним из любимых предметов Антонины стала «Расшифровка», которую вела Наталья Михайловна Кондратьева. Они вместе кропотливо расшифровывали песни-молитвы, которые Антонина записала, будучи у своей бабушки в деревне. Дело в том, что её родственники по отцовской линии – староверы. «Это всё удивительно. У них сохранился старинный уклад, женщины ходят в сарафанах и кичках, дедушка всегда подпоясанный, в рубахе. Молятся в специальной молельной одежде». Хоть и нравятся ей староверческие песнопения, такие, как песни семейских Забайкалья, но бойкой и жизнерадостной Антонине зачастую становится нелегко на сердце от расшифровок:
«Мне кажется, это не для широкого слушателя, особенно духовные стихи – там встречаются очень страшные сюжеты: гонения, самосожжения, люди плачут-причитают – тяжело слушать».
«В Новосибирск мы приехали уже вполне сознательными и относительно умелыми фольклористами, в отличие от большинства абитуриентов, не в обиду им будет сказано. С нами уже можно было заниматься довольно серьёзными вещами. Оставалось встретить своих Учителей. Мне всегда хотелось заниматься профессионально. И тут мне очень посчастливилось, в Новосибирск вернулся Вячеслав Владимирович Асанов». Вячеслав Владимирович – член Союза композиторов России, вице-президент Российского фольклорного Союза, руководитель ансамбля сибирской народной песни, первый директор Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии (ОЦРФиЭ). Антонина и несколько её подруг регулярно встречаются и поют с Вячеславом Владимировичем – никак не называясь и не выступая.
«Сам факт, что мы собираемся и поём просто для себя, и просто «кайфуем», оттого, что поём – это бывает очень редко, только когда рядом с тобой действительно достойные исполнители. Появляется интересное многоголосие, да – становится по-настоящему интересно», – делится Антонина.
Такой уж она человек – ей по-настоящему интересно то, что сложно и пока не получается, а главный источник вдохновения – выступления сверстников. «Почему они так могут, а я – нет?» – и она встаёт и начинает что-то делать.
Сама она много времени проводит в интернете, просматривая выступления, изучая литературу. Антонина вспоминает Рэя Брэдбери, который говорил, что «получил образование совершенно бесплатно, сидя в библиотеке». «Вот и я сижу с этой целью в социальных сетях. Ведь в них столько всего важного, нужно только научиться правильно ими пользоваться. Это не просто пролистывать фотографии друзей! Сейчас, например, я ищу всё, что делается Фольклорно-этнографическим центром им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской консерватории – они такие потрясающие, меня просто разрывает!»
Сама Антонина пытается совмещать учёбу с работой методистом областного центра русского фольклора и этнографии. Здесь она отвечает за организацию семинаров и расшифровку архивов этнографических экспедиций, сейчас занимается архивной видеотекой. «В Новосибирской области каждое село очень сложное и со своим лицом – здесь же каких только переселенцев нет! Их манеру исполнения мне до сих пор не удаётся передать». Из песенных традиций сибирских переселенцев Антонина больше всего любит Алтай, свою же манеру считает сходной с воронежской, возможно, потому что её корни – на русском юге: мама – с Украины, папины предки – донские казаки. Воронеж, Белгород, Московская область, Брянщина – к этому душа лежит. Но и русский север восхищает, такие сёла, как Усть-Цильма на Печоре («Так вязко, так многоголосно, так красиво поют – заслушаешься. У них там всё настолько сохранилось – и сарафаны, и хороводы, и Красная горка – там, кажется, и Советского Союза-то не было», – неуверенно предполагает Антонина и становится понятно, насколько же она молода). А последнее время любимое село – Завгороднее. «Эти бабушки – мои кумиры. Мечтаю когда-нибудь туда съездить», – признаётся Антонина и добавляет: «Но это в записи. А реальные кумиры – это люди, которые здесь, рядом, творчеством которых я вдохновляюсь. Это Любовь Викторовна Суровяк, заведующая отделом народного творчества ОЦРФиЭ, замечательный фольклорист и исполнитель, я посещаю её студию «Традиция», безусловно, Вячеслав Владимирович Асанов, а также Анна Сергеевна Лесных, которая для меня больше, чем руководитель студии «Круглый год», в которой я пою, больше, чем голос, которым я очарована – это настоящий друг, которая стала мне как родная в этом огромном незнакомом городе. Я, конечно, привыкла жить вдали от родных, но это всегда трудно, особенно сейчас, когда взрослая жизнь только начинается. А это люди, которые поддерживают меня в трудностях и радуются моим успехам…
…Мне кажется, очень трудно найти людей, которые будут искренне за тебя радоваться. Вот, мне повезло».
Любовь Викторовна была когда-то на «МИРе Сибири» в составе группы «Иволга» и всё подробно рассказала Антонине, очень за неё переживала во время конкурса и всё время напутствовала: «Тонечка, главное – не переживай!»
Так что Антонина ехала уже не в полную неизвестность. Но для надёжности позвала с собой друга – гармониста Данила Акимова из череповецкого фольклорного ансамбля «Основа». А Данил позвал своего друга и земляка гармониста Никиту Арапова. И они оба прошли на конкурс и завоевали достойные призы в разных номинациях, при этом аккомпанируя в выступлении Антонины. Не всё у них получилось так, как задумывала Антонина – всё-таки сибирские наигрыши – не их родная стихия, да и гармонь у них кирилловская, северная. Пришлось на ходу заменить одну песню на «Матаню», благо её знали все. Антонина представила песни Новосибирской области, Красноярского и Алтайского краёв, общероссийскую «Матаню», сплясала и спела под липецкие наигрыши «русского».
Вообще, Антонина могла бы аккомпанировать себе на балалайке, гуслях или на её последнем увлечении – колёсной лире. Но решила, что в номинации «солист-вокалист» сможет раскрыться наиболее полно. Теперь же, благодаря «МИРу Сибири», она стала обладателем великолепной колёсной лиры, изготовленной новосибирским мастером Робертом Валерьевичем Лахно. У неё расширенная клавиатура (двадцать клавиш вместо стандартных девяти), четыре струны, из которых две басовых. Антонина с гордостью показывает фотографии лиры в процессе изготовления и поясняет: «Звук лиры – его невозможно передать. Он потрясающий, он невольно так будоражит кровь как-то. Может быть, потому что это что-то новое – не знаю. Я услышала её первый раз на Алтае, на фестивале «Бирюзовая Катунь», у лирника с Полтавщины Натальи Сербиной. Вернулась в Новосибирск, нашла мастера и позвонила: «Здравствуйте, хочу научиться играть на лире». Роберт Валерьевич отшутился: «Что там играть – ручку крути – вот и всё готово». Но заниматься со мной начал».
Однако, самым обсуждаемым выступлением Антонины на «МИРе Сибири», пожалуй, стал её дуэт («коллаборация» в устоявшемся фестивальном жаргоне) с астраханским гитаристом Владимиром Шашковым. Режиссёр фестиваля Макс Антипов попросил всех участников подготовить неожиданные номера, неординарные дуэты – приветствуются. Антонина спела частушки на мотив, можно сказать, гимна 90-х годов – Smells like teen spirit гранж-группы Nirvana. При этом она, в силу своего возраста, не застала эпоху гранжа, и не сразу поняла, почему люди так бурно реагировали, когда она рассказывала: «Да там, под Нирвану пела…» Говорят, кто-то даже строжился – не гоже фольклористу так баловаться с традицией. Антонина же уверена:
«Я себя знаю – фольклор я не исковеркаю ни за что. И здесь, кстати, я пела традиционную частушку, просто под не совсем традиционный наигрыш, скажем так, североамериканский».
Антонина Агеева об исполнении частушек под Smells like teen spirit
Потом, за сценой, она встретилась с членом жюри Инной Желанной, которая очень похвалила Тонино конкурсное выступление, сказав, что у неё не мурашки, а слоны по коже ходили. Антонина рассказывает: «Я не успела познакомиться с творчеством Инны Желанной, не попала на её скандальный проект «Вилы», потому что мы с ребятами «зажигали» в другом месте. Но я познакомилась с ней, как с человеком – добрым, отзывчивым». Антонина тогда спросила совета – как быть, ведь у неё не указан художественный руководитель – она решила ехать на фестиваль сама, готовилась сама, ни с кем не согласовав свою поездку. «Педагог – это очень важно. Ведь он может многое дать, а может многое испортить. Ты делись тем, что есть в тебе сейчас, а там – видно будет. И готовься к лучшему», – ответила Инна. Антонина поблагодарила, но не поняла, о каком лучшем идёт речь. А прямо перед вручением, сквозь толпу к ней подбежала маленькая девчушка и закричала, задыхаясь то ли от волнения, то ли от восторга: «Ты, ты – Гран-при! Я дипломы подглядела!» Тоня прижала её к себе и прикрыла рот ладошкой: «Тихо!» Может, ошибка? За время учёбы в колледже Антонина не выступала на конкурсах, и от былой уверенности не осталось и следа. Вновь оказаться на конкурсе, ощутить эту атмосферу – и встречи родственных душ, и творческого соперничества, и, что греха таить, не всегда деликатной конкуренции – уже одно это было для неё счастьем. Она стояла на сцене и лихорадочно соображала: «Неужели, правда? Спокойно… Если я победила – нУжНо же Что-тО дЕлаТь! Как-то себя вести… А как?» В голове плясали мысли – о преподавателях, о маме и о брате, о колёсных лирах и нотных диктантах, о Москве, и о том, кто её ждёт…
Вручая Гран-При, Сергей Старостин очень точно, одним штрихом описал эту трепетную и радостную одновременно девушку: «За сценой ко мне подошла девушка и сказала: «Я так волнуюсь», – «Не волнуйся, ты просто живи и пой в радость. И она пела и жила в радость».
Гран-При, чаша «МИРА», из которой пили Тонины «оруженосцы»-гармонисты (или, как назвал их ведущий фестиваля на вручении – «фольклорная банда» – так они оберегали Тоню) и все фестивальные друзья, теперь стоит в Кемерово, у мамы.
«Мама у меня фельдшер-лаборант. К народному творчеству она сама никак не относится, но она всегда и всё для меня делает. А всё, что есть у меня в жизни – это для мамочки».
Антонина собирается в Москву – не сидится ей на месте! Зачем – не скажет. Чтобы не сглазить. Ȫ
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий