Есть в плетении какое-то волшебство. Его закономерный ритм и гармоничная красота заставляют чуткого наблюдателя уловить отголоски древних космогоний, когда «ткань бытия», «материя» ещё не были голыми философскими абстракциями, а непосредственно переживались как упорядоченное и красивое (такова этимология слова «космос») и глубоко предопределённое переплетение нитей судьбы. В мифологии многих народов присутствуют женские персонажи, плетущие эти нити. Таковы древнегреческие мойры, римские парки, скандинавские норны, славянская богиня Макошь.
Люди начали осваивать плетение, скорее всего, с необработанных побегов трав – из соломы. Позднее научились получать более тонкое растительное и шерстяное волокно, из плетения развилось ткачество. Плетение завораживает и притягивает. И лучше всего это чувствуют дети. С годами мы начинаем воспринимать как должное восхитительные переплетения, которые освоил человеческий гений в течение тысячелетий – будь то соломенная шляпка или плетёная сумка, ткань, галсточный узел, плетёное кресло-качалка или деревенский плетень вокруг избы, девичьи косы или стальные пряди тросов. Но не случайно советская детвора сходила с ума по плетению «из капельниц», а теперь уже их дети скупают тонны разноцветных резиночек для плетения.
Героиня нашего рассказа, Наталья Николаевна Емельянова, признаётся:
«Мне так и не удалось повзрослеть. В душе я осталась ребёнком».
Мастер плетения из соломки, художник и преподаватель, Наталья Николаевна с удовольствием рассказывает о хитросплетениях судьбы, породивших целую творческую династию в посёлке Тяжинский Кемеровской области. Окончив театрально-декорационное отделение Кемеровского областного художественного училища, она почувствовала, однако, что хочет связать свою жизнь с детьми и преподаванием в художественной школе. «Дети… Они не дадут остановиться в своём развитии, они всегда будут требовать творческого движения», – поняла юный педагог тяжинской художественной школы. Такими же ищущими, неугомонными натурами оказались новые коллеги Натальи – брат и сестра Виктор и Валентина Кирюшкины, профессиональные живописцы из Казахстана, которые приехали в Тяжинский чуть раньше, в 1986 году. Совместными усилиями молодые художники превратили небольшую тяжинскую художественную школу в настоящий культурный центр, заметную точку на культурной карте Кузбасса. Не только энтузиазм молодости и творческая энергия способствовали этому превращению, но и любовь – Виктор и Наталья стали мужем и женой. Теперь уже их дети, Дарья и Фёдор, закончив «родительскую» художественную школу выбирают свою судьбу. Дарья окончила Кемеровское художественное училище и тоже преподаёт в детской художественной школе в шахтёрском городе Киселёвск. Племянницы Виктора Николаевича, Анна Мельман и Ольга Аверина, также связали свою жизнь с изобразительным искусством. Совместные выставки творческой династии регулярно проходят в городах Кемеровской области, семья неоднократно становилась лауреатом кузбасских и всероссийских конкурсов творческих семей.
Возможно, появление творческо-преподавательской династии и развитие ДХШ обязано ещё и особой атмосфере Тяжинского. Читателю за пределами Кузбасса может и не знакомо название этого посёлка, но точно известен подвиг тяжинца Николая Ивановича Масало́ва, спасшего из-под обстрела немецкую девочку. Это он послужил прототипом для величественного монумента Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке. А после войны Николай Иванович работал завхозом в тяжинском детском саду – вся жизнь «дяди Коли» так или иначе оказалась связана с детьми.
Наталья Николаевна, работая с детьми, всё время искала такие материалы и способы работы, которые бы позволяли решать не только эстетические, но и педагогические задачи – развивали мелкую моторику рук, память, логику, творческое воображение, любовь к родной природе и народной культуре. Сейчас для Натальи Николаевны очевидно, что плетение из соломы – идеальное и логичное решение. Но всё-таки открыла для себя солому она скорее по какому-то наитию. «Однажды, идя мимо хлебного поля, я почувствовала вдруг непреодолимое желание срезать стебли и сделать куклу. Как это делать, я даже не представляла. Почему возникло это желание, я тоже не понимала. И сейчас не понимаю. Но, тем не менее, у меня были с собой ножницы, и я прямо там, на поле, сделала свою первую куклу. Она, конечно, была очень смешной, всё торчало в разные стороны, не сохранилась. Но меня поразило ощущение, с которым я всё это делала. Моё сердце колотилось с какой-то бешеной радостью. Я и сама не могла понять, в чём дело. И с того момента я, в общем-то, заболела соломой. Я считаю, это был счастливый случай».
В дальнейшем освоении ремесла соломоплетения особую роль сыграла замечательная книга Ольги Лобачевской «Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия». А с 2003 года Наталья Николаевна с коллегами разрабатывает собственную авторскую программу «Соломоплетение» в рамках школьного курса ДПИ. Занятия проводятся с детьми 9-11 лет. Для того чтобы работать с соломой не нужны сложные и опасные инструменты. Это обычные ножницы, нитки, иголки, клей.
Солома – очень пластичный материал, и дети прекрасно откликаются на него. Наталья Николаевна отмечает: «Обычно, когда начинаешь с ними работать, они постоянно спрашивают: “А когда будет соломка?”». И не только дети – мало кто остаётся равнодушным, прикоснувшись к этому тёплому материалу. «Вот зимой, обычно, разложишь эти лучики, соломинки на столе и кажется, что теплее и радостнее стало, как будто лето вернулось к нам», – делится Наталья Николаевна.
Посёлок Тяжинский расположен среди полей – ржаных, пшеничных – поэтому недостатка в материалах нет. Наталья Николаевна показывает специально посаженную на своём приусадебном участке озимую рожь. Срезают её в конце июля, когда она вырастает выше человеческого роста. Солому можно срезать и недоспелую, зеленоватую. Тогда она даёт интересный серебристо-зелёный оттенок (со временем он, однако, тускнеет). Колоски срезают вручную, затем снопиком, чтобы не помять стебли, несут домой, где обрезают соцветия и высушивают под солнцем. Таким образом заготовленная солома хранится в снопах довольно долго – до нескольких лет. Рожь имеет самый прочный и длинный стебель из злаковых, хорошо держит форму при плетении. Озимая рожь интересна тем, что из её основного стебля можно получить широкие ленты для плетения звёзд, бусинок и подобных элементов декора. Пшеничная соломка короче и толще ржаной, но тоже пригодна для плетения.
Художественное применение соломки очень разнообразно. Самое распространённое – это использование плоской ленты для создания плоскостных картин. Соломка проглаживается или утюгом, или холодным способом и вырезается форма. Таким же способом можно инкрустировать шкатулки, столешницы, шкафы. Интересно делать объёмные конструкции. В Белоруссии их называют «пауки» или «мушиный рай». Когда ветер гуляет, она очень красиво движется. А можно создавать полу-объёмные панно, используя и ленты, и плетёнки в разных комбинациях. Такое понятие, как соломенная скульптура включает в себя и миниатюрные фигурки, и довольно большие изделия. Здесь можно использовать фантазию как угодно. Например, после обработки соломы остаётся трава, которую обычно выбрасывают. Но если её намочить и начать накручивать при помощи ниток, то можно создавать любую форму. Потом эту форму можно прикрыть соломенными лентами, полностью или частично. Получается очень своеобразная фактура.
Работа с таким традиционным материалом как солома заставляет преподавателя глубже погружаться в традиционную культуру. Так появилась коллекция костюмов, украшенных соломенным декором, над которой Наталья Николаевна работала со своими ученицами. Коллекция воссоздаёт образы славянских богинь – Макоши, Лады, Лели, Морены. В качестве дипломной работы в Кемеровском институте культуры и искусств мастерица представила работу из соломки «Хоровод славянских праздников». Значительное место в творчестве Натальи Николаевны занимают сказочные персонажи, мифологические образы – это и Мировое дерево, и волшебные птицы, и кони – посланники тепла и света.
Мы встретились с Натальей Николаевной на международном фестивале «МИР Сибири» в Шушенском. Атмосфера фестиваля, этого гигантского пересечения жизненных траекторий стольких увлечённых людей, действительно убеждает, что Сибирь – это целый мир. И в его центре, где-то среди бескрайних степей и полей, в обычном, да не обычном русском посёлке трудится эта простая, да не простая русская женщина – сплетает соломенные нити в Красоту и дарит её детям. Ȫ
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий