Сетевой журнал «О.ру»

«Иван Купала»: фольклорная Пангея

Группа «Иван Купала» возобновляет концертную деятельность. Мы пообщались с Алексеем Румянцевым, одним из основателей группы.

Новосибирск

По современным представлениям, в конце палеозоя существовал гигантский материк – Пангея, объединявший практически всю сушу на Земле. Затем он распался на современные континенты, но их очертания до сих пор напоминают нам об их родстве. Алексей Румянцев, один из основателей группы «Иван Купала» сравнивает фольклор с Пангеей и рассказывает, как группе удаётся совмещать далёкие, казалось бы, музыкальные традиции и превращать их во что‑то родное для уха и русского, и ирландца, и тибетца.

Группа «Иван Купала» была образована в августе 1998 года в Санкт-Петербурге Алексеем Ивановым, Алексеем Румянцевым и Денисом Фёдоровым как чисто студийный проект. Ребята работали с архивными записями этнографических экспедиций и соединяли славянский корневой фольклор с различными стилями современной электронной музыки. К настоящему времени «Иван Купала» выпустили три студийных альбома: «Кострома» (1999), «Радио Награ» (2002) и «Родина» (2012). Концертная ипостась коллектива – «Иван Купала Live!», к которой присоединились профессиональные исполнители-фольклористы, отыграла уже более тысячи концертов и сейчас, после нескольких лет перерыва, вернулась к активной концертной деятельности.

Пока что изменения связаны, в основном, с составом участников. У нас появилась новая солистка, Настя Тихонова. Ей всего 26 лет, но она уже готовится защищать докторскую диссертацию по культурологии. Несомненно, она самый сильный фольклорист в коллективе, и за короткий срок стала одной из важных частей нашего механизма. Кроме того, мы достаточно серьёзно усовершенствовались технически, но этот аспект работы вряд ли виден из зала. Прочие более концептуальные нововведения находятся в стадии подготовки, и говорить о них раньше времени не хотелось бы, чтобы не сглазить. В целом, мы пытаемся двигаться к более живому и зрелищному шоу, чем есть сейчас.

Иван Купала-На МИРе Сибире у фургончика радио Серебряный Дождь
В Шушенском на «МИРе Сибири», у фургончика радио «Серебряный Дождь»

Первичным импульсом для нас был альбом французской группы Deep Forest «Boheme». Мы много раз говорили об этом и не устаём повторять, что нас вдохновили именно они. Им удалось достичь в своей музыке удивительного и прекрасного равновесия между фольклорной и электронной составляющими. Это именно то качество, которое мы всегда стараемся сохранять в наших треках. С годами мы стали более изощрённы технически, но, возможно – не нам судить – творчески стали более предсказуемы. При этом основа всегда остаётся той же – мы пытаемся высветить красоту народной песни с помощью электронных гаджетов.

В студийном проекте нас трое, у всех достаточно взрослые дети, и относятся к нашей работе они по‑разному – с большим или меньшим интересом. Но точно с уважением.

Иван Купала-На сцене 01-11-16 4
На главной сцене “МИРа Сибири”-2016

Отношения с академическим сообществом в подавляющем большинстве случаев складываются хорошо. Нас с самого начала поддерживали словом и делом такие знаковые персоны фольклорного мира, как Сергей Старостин, Екатерина Дорохова, Алексей Шилин, Тамара Смыслова, Вячеслав Щуров. Во время работы над нашим последним альбомом «Родина», почти полностью составленным из песен пограничных районов России, Украины и Белоруссии, известных как Полесье, мы работали в Киеве с профессорами Клименко и Коропниченко, в Минске с Татьяной Беркович и недавно ушедшей от нас профессором Зинаидой Яковлевной Можейко. Мне кажется, что это естественная реакция для ученого, в задачи которого входит не только сохранение, но и популяризация корневого фольклора, и который видит, насколько аккуратно мы стараемся работать. При этом, конечно же, есть и люди, которые нас на дух не переносят. Их немного, но они есть, и переубеждать их – дело, заранее обречённое на провал. При этом мы признаём их право на свою точку зрения в отношении нашего творчества, равно как признаём право каждого слушателя любить или не любить нашу музыку. Для нас главное, чтобы нам самим нравилось то, что получается, и мы очень пристрастны к себе в этом плане.

Да мы, в основном, с такими и сталкиваемся! Если говорить о процентном соотношении, для работы подходит примерно одна запись из ста, и это не преувеличение. В нашем случае работа в студии – штука крайне затратная по времени и силам, с очень низким КПД. Думаю, именно этим объясняется то, что мы на сегодняшний день единственные, кто работает в этом жанре. Даже Deep Forest давно перестали работать с архивными записями.

Такие коллаборации происходят крайне редко. Более того, на юбилейном концерте мы впервые позвали артистов спеть с нами. Раньше, как правило, звали нас – «Чайф», Гарик Сукачев, Олег Нестеров. У нас есть совместная песня с группой Zdob si Zdub, но мы исполняли её не больше 5 раз за последние 17 лет. Вот, собственно, и всё. При этом спеть с кем‑нибудь вместе нам предлагали десятки раз, и мы почти всегда отказывались. Но когда мы соглашались, это всегда были наши друзья, и это всегда было интересно. Все любят приключения!

Никакой особой идеи не было. Красивая песня на менгрельском языке, захотелось сделать. Концепция «всемирного радио» на альбоме «Радио Награ» позволяла максимально широкий охват. Именно поэтому там очень много средне- и восточно-азиатских инструментов, которые прекрасно уживаются со славянским песенным фольклором. Что касается «ино‑этнических» элементов – они были всегда. В «Гале», нашем первом треке, 20‑летие которого мы отмечали прошедшим летом, были украинские куплеты, спетые уроженкой Одесской области Леной Терновой, болгарский припев и соло на индийском ситаре и японской флейте сякухати. В случае фольклора всё настолько взаимосвязано… Настоящая Пангея! В Китае нашу песню «Виноград», перепетую «китайскими товарищами» из Acha Tsendep, называют «тибетской народной песней». А там, между прочим, присутствует финская народная мелодия, сыгранная на аккордеоне!

Никакого контракта нет и не было. Это была первоапрельская шутка, в которую многие поверили, тем более что Денис Федоров действительно полгода прожил в Китае. Acha Tsendep перепели две наших песни, но мы никогда с ними не контактировали. Равно, как и с сербской группой Vrelo, перепевшей песню «Брови», и с перепевшей песню «Росы» ирландской группой, название которой я уже и не вспомню. У нас на себя сил не хватает, не то, чтобы кого‑то еще продюсировать…

… или писать саундтреки к фильмам. Хотя такие предложения были.

Везде есть свои жемчужины, достаточно вспомнить творчество Александры Пахмутовой или Микаэла Таривердиева. Если говорить ближе к фольклору, то, например, «Песняры» вообще открыли самобытность белорусской нации и для массового советского слушателя, и для всего мира, и это нельзя недооценивать. При этом в своем раннем творчестве они тоже экспериментировали с актуальными музыкальными формами. Там отчетливо слышно влияние английского прог‑рока начала 70‑х, особенно Emerson, Lake & Palmer.

Обогатило и крайне усложнило. Когда у тебя есть три фломастера, нарисовать картинку проще, чем когда у тебя под рукой весь ассортимент магазина «Художник».

Да, это был крайне неприятный для нас инцидент. И мы ясно выразили своё отношение к подобной «смысловой актуализации» в официальном заявлении группы по этому поводу. Приближать вечное к современности не надо – оно и так здесь, зашито в наш генетический код, и в гораздо большей степени, чем мы можем себе представить, определяет наши мысли и поступки.

И опять о грустном. Перемены, связанные с цифровой революцией, практически парализовали нашу работу. Именно продажи носителей обеспечивали нам возможность полностью сосредоточиться на студийной работе, что позволяло при 5‑дневной рабочей неделе выпускать альбом раз в три года. Ситуация, при которой 95 процентов слушателей предпочитает не платить за музыку, привела к тому, что третий альбом мы с перерывами писали 8 лет, а четвёртого, скорее всего, не будет вовсе. Я надеюсь, что мы будем выпускать отдельные песни, но не много и очень нечасто. Подходящей бизнес-модели для нас пока нет. За всё время существования группы мы не получили ни рубля ни от спонсоров, ни от государства. И это, скорее, хорошо. Краудфандинг в том виде, как он есть сейчас, нам тоже не подходит, потому что наша работа требует достаточно больших вложений, при этом она долгосрочна и не предполагает гарантированный результат. А халтурить мы не умеем. Возможно, в будущем появятся новые формы отношения артиста и слушателя… Поживём – увидим. Ȫ

статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *