Редакционное задание на освещение фестиваля «МИР Сибири» резко перекроило размеренный узор летних будней, и вот я уже в купе поезда «Новосибирск-Абакан», плывущего над колышущимся маревом Великой Степи. Мой путь лежит в посёлок Шушенское, на самый юг Красноярского края, где могучий Енисей только вырывается из Саян и стремит свои воды прочь от рукотворных тисков великой плотины. Дорожный разговор под позвякивание подстаканников – классический русский жанр, и где ещё наслаждаться его неторопливыми поворотами как не в поезде, затерянном в пространствах и складках Сибири.
Оказалось, что все мои соседи по купе бывали на «МИРе Сибири», и не раз. Вот уже 12-й год культурный календарь жителей Красноярского края и соседней Хакассии не представить без этого грандиозного трехдневного праздника народной музыки и ремёсел. Как любое значимое событие, фестиваль оброс народной молвой и разнообразными историями, и вот уже мои соседи спорят, выказывая недюжинную осведомлённость, о причинах ребрендинга фестиваля. Дело в том, что созданный в 2003 году Андреем Катаевым фестиваль назывался «Саянское кольцо» и проводился на Ивана Купалу. По мере роста (рекорд посещаемости – в районе 50 тысяч человек), фестиваль стал всё больше осознаваться как важный инструмент регионального маркетинга и государственной политики развития территорий. Сейчас это проект федерального масштаба, проводимый Министерством культуры Красноярского края при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Говорят, изначально планировалось, чтобы фестиваль переезжал по населённым пунктам Саянского Кольца, но Шушенское оказалось вне конкуренции. Фестиваль вдохнул вторую жизнь в туристическую инфраструктуру посёлка, которая пришла было в сильный упадок после распада Советского Союза. Дом-музей В.И. Ленина, преобразованный в 1993 году в историко-этнографический музей-заповедник, стал неотъемлемым спутником фестиваля. Здесь проводятся экскурсии, работают этнографические площадки и выставки номинантов фестиваля. Для посетителей фестиваля работает этнографический гостиничный комплекс «Новая деревня», представляющий из себя шесть южносибирских усадеб конца XIX века со всеми удобствами века XXI-го. Однако подавляющее большинство гостей живёт в палаточном городке на берегу Енисея, в 5 минутах ходьбы от главной сцены. Хотя, слово «городок» не отражает масштаба этого палаточного моря.
Шушенское находится на значительном удалении от сибирских мегаполисов, поэтому дорога на фестиваль и обратно оказывается важной составляющей праздничного действа для тысяч людей. В дороге знакомятся, обмениваются и открываются. Дорога разрушает границы. Так, по пути в Шушенское я познакомился с почётным гостем фестиваля, парнем из Конго Сержем, солистом группы Kimbata. Он уже больше 10 лет живёт в России (в настоящий момент в Омске) и называет себя первым афро-сибиряком. Серж оказался политически-подкованным и горячо ввязывался в любые дискуссии на тему «как нам обустроить Россию», при этом демонстрируя отличное знание языка, отечественных и западных реалий.
Дорога свела меня и с интереснейшими музыкантами из группы «Новая Азия» из Горно-Алтайска и их подругой – француженкой, которая переехала на постоянное место жительства к своему суженому в Кызыл, республика Тыва. Они с жаром объясняли мне, что алтайское горловое пение – это не то же самое, что тывинское, и наоборот. Ритмика, тембр, динамика – всё, что музыканты называют «подачей» – отличаются. В целом, иностранцы на фестивале были представлены далеко не в гомеопатических количествах – иностранная речь была слышна то тут, то там.
Почётными гостями фестиваля (так называемыми хэдлайнерами) в этом году стали 10 команд, в число которых вошли легенды русского фолк-рока – новосибирский «Калинов Мост», молодая грузинская команда «Мгзавреби» (похоже, это про них Евгений Гришковец написал своё «Хочу к грузинам»), алтайская группа «Новая Азия», шотландская Shantalla, трио известных музыкантов Сергея Старостина, Сергея Клевенского и Мариана Калдарару (Марио), чьё сотрудничество стало продолжением открытого акустического проекта «Жили-были», белорусская «Троiца», питерская команда «Отава Ё», бурятский «Намгар», якутский «Айархаан» и Kimbata из Конго. Хэдлайнеры выступали после конкурсной программы, каждый день с 9 вечера до 2 часов ночи. Каждое из выступлений запомнилось чем-то своим.
Харизматичный и, как казалось в свете ослепляющих софитов, потусторонний Дмитрий Ревякин из «Калинова Моста», всматривающийся в стадион и куда-то поверх, в выхваченные прожекторами кроны деревьев. Над Шушенским «островом» как заклинания разносятся слова песни «Родная»: «Кто поставит крест на могилы нам? Инок, не шаман». На одном из первых фестивалей в Шушенском Дима ещё пел «инок да шаман». И это звучало естественно, ведь фестиваль гостеприимно принимает культуры десятков народов, для которых Сибирь стала родным домом. Как здесь не провести параллели между переменой взглядов Ревякина и переменами на фестивале, на котором в этом году не было традиционных камланий грозной шаманки Ай-Чурек и её коллег. Здесь невольно задумаешься о вечности этих крон и реки и калейдоскопическом непостоянстве человеческого присутствия в этом величественном мире. Мире Сибири.
На фестиваль приезжают в основном горожане, люди бешеного ритма и беспокойного нрава. Нам нужно успеть всё за короткие выходные – мы бежим от лотка к лотку, от сцены к сцене, мы смотрим на мир через экран своего гаджета, мы пролистываем, не дочитывая, и проматываем, недослушивая. Но был на фестивале один человек, который, в конце концов, заставил всех нас остановиться – Сергей Старостин. Остановиться и попасть в ритм его рожков и свирелей.
Кстати о горожанах и не только: когда солистка шотландской группы Shantalla рассказала анекдот на английском языке между песнями – стадион захохотал. Мы изменились – к добру ли, к худу ли… Зажигательная шотландско-ирландско-английско-кельтская танцевальная смесь разгорячила публику настолько, что начавшийся проливной дождь не испугал никого. А следующая группа, грузинские «Мгзавреби» просто влюбили в себя всё Шушенское. Почти два часа народ подпевал как мог на своём спонтанном грузинском, танцевал и водил хороводы. Эти парни точно знают какой-то кавказский секрет по раскрытию души и стиранию границ.
Даже после выступлений звёзд, далеко за полночь, народ не торопился расходиться, потому что на сцене начиналось живое импровизационное музыкальное действо – этно-джэм. Музыканты различных направлений играли произвольными составами, в том числе под аккомпанемент секвенсоров и другой электроники. Этно-джэмы происходили и днём на малых сценах фестиваля. Мне особенно запомнился новосибирский авангардный дуэт домр (Алексей Александров и Екатерина Скляр) в сочетании с музыкантами «Новой Азии», пересевшими на народную акустику.
А после всего этого, в 9 утра, начинался следующий фестивальный день, с обрядовых действ на поле, куда журналисты успевали тоже первыми. Взбодрившись квасом, мы вместе со всеми принимались косить литовкой траву или собирать росу, попутно документируя происходящее.
Фестиваль с самого начала включал в себя обрядовую составляющую. Вначале это был купальский обряд, который проводил Красноярский государственный ансамбль песни «КрасА» Красноярской краевой филармонии. В этом году «КрасА» представляла русский свадебный обряд. Художественный руководитель ансамбля и член жюри фестиваля Анатолий Иванович Хлопков считает, что очень важно с ростом фестиваля не растерять ощущение сакральности народного творчества. Ведь значительная доля посетителей, которые приехали за праздником, к сожалению, мало знакомы с фольклором, что не позволяет им полноценно понимать и, тем более, участвовать в народных действах на фестивале. Как ни парадоксально, Анатолий Иванович видит одно из решений в более активном использовании современных технологий – видео-проекторов и других средств донесения информации о происходящем на площадках фестиваля и о смысле происходящего.
Все опрошенные мной организаторы, участники, специалисты фестиваля в один голос заявили: с технологической точки зрения «МИР Сибири» выполнен на мировом уровне. И этим людям есть с чем сравнивать. При этом интересно, что звуковое оборудование сцены изготовлено и поставлено красноярским производителем. Председатель жюри Сергей Николаевич Старостин: ««МИР Сибири» выходит сейчас на тот уровень, когда он сам начинает диктовать определённую моду. Я бываю на фестивалях в центральной России, на Урале, на Северо-Западе, на Юге. Я им говорю: поезжайте, командируйте своих людей на «МИР Сибири», посмотрите, как можно делать фестивали». И это касается не только технологий, но и организации конкурсной программы. Сергей Николаевич утверждает:
«Организаторы строго стоят на своих позициях, которые выработали лет 10 назад. И результат этого стояния начинает сказываться. Дело в том, что из года в год, целенаправленно, мы даём понять конкурсантам, по итогам конкурса, что нас, как жюри, волнует честное отношение к корневой культуре. Я не беру специальные новаторские номинации, они здесь отпущены на свободу».
Фестиваль является уникальным для России событием: с одной стороны, это традиционный конкурс народных исполнителей, очень представительный и многоплановый. С другой стороны, хэдлайнерская программа даёт почувствовать вкус фолк-рока и этнических экспериментов в современной поп-музыке.
В этом году на конкурс поступило 200 заявок от ансамблей и солистов из 47 регионов России, а также Беларуси, Индии и Казахстана. 41 из них стали номинантами и приехали побороться за главный приз конкурса – бронзовую чашу-братину. В коротком репортаже невозможно описать всех конкурсантов, скажу лишь, что наблюдая выступление Екатерины Ноздриной, студентки Российской академии музыки им. Гнесиных, я был восхищён её аутентичным исполнением, и нимало не удивился, когда ей была присуждена главная премия фестиваля. Как отметил Сергей Николаевич Старостин,
«Меня особенно радует то, что появляются очень крепкие конкурсанты, которые реально знают, что такое традиционная культура, и это не то, что какие-то заслуженные дедушки-бабушки. Это молодые люди, которые уже погрузились в традиционную культуру, знают её законы и, мало того, делают это талантливо».
В этом году впервые была введена мастеровая премия «МИРА». В отборочном туре участвовало 120 мастеров из 20 регионов России. 12 из них стали номинантами и были приглашены для участия в очном этапе конкурса. Перед жюри стоял сложнейший выбор – ведь каждый мастер работает со своим материалом и в своей технике. Как сравнить мастерство кузнеца и ткача, работы гончара и ручную лепку из глины? Для облегчения задачи, мастера предоставили на суд жюри также видео-презентации своего искусства, где они ближе знакомят зрителя со своей «кухней» и смыслами, которые вкладывают в свою работу. Очень необычной оказалась презентация крымского керамиста Александра Шеханина, где рождение чаши было показано не как технический процесс, а как осторожное, не терпящее суеты снятие отпечатка с души художника, приходящего в гармонию с окружающими его горами, морем, лесом. Когда же после презентации Александр откупорил свой центральный экспонат, кувшин «Средневековый Крым», и разлил крымское вино по бокалам и рюмкам из своей экспозиции, и без того очень тёплая атмосфера конкурса стала практически семейной. Мастера очень сдружились, и очень похоже, что их отношения продолжатся за рамками фестиваля.
Победу одержал Киргизов Николай из города Дудинка Красноярского края, мастер художественной обработки кости.
Фестиваль всегда сопровождается ярмаркой народных ремёсел «Город мастеров». Не так-то просто его обойти – здесь представлено более 200 мастеров со всей России! Повсюду действуют мастер-классы: по гончарному делу, плетению из бересты, лозы и рогоза, резьбе и росписи, ткачеству, лоскутному шитью и другим направлениям декоративно-прикладного искусства. Бойкую торговлю охарактеризовал член жюри мастеровой премии «МИРА», профессор Красноярского государственного художественного института Мигас Александр Яковлевич:
«До коммунизма не дотянули, деньги никто не отменял. Но посмотрите на цены. Вот матрёшки за 50 рублей. Это значит, что люди занимаются этим не за деньги, это, по сути, подвижники».
Обходя лотки с призывной надписью «домовые по 100 рублей», Александр Яковлевич с присущим ему юмором оценивает современное состояние рынка ремёсел: «Здесь встречаются два дурака: один не знает, что бы ему купить, а другой не знает, как бы ему продать. Нет у нас такой культуры торговли, как у восточных народов, у китайцев. Но потихоньку учимся».
Действительно, шутить и смеяться на фестивале хотелось всем, включая босоногих организаторов. Как здесь не засмеяться, когда мимо тебя проезжает концепт-кар «Утюг-скороход», полный детворы, а наперерез ему Лаптемобиль на полном серьёзе везёт какую-то утварь в чайную юрту. Как тут не испытать прилив праздничного настроения, когда во время технической накладки с электричеством (единственной на фестивале), на сцену вышла руководитель службы продвижения Анна Рубан и вне конкурса исполнила захватывающий танец под аккомпанемент барабанов, за которые сел ведущий фестиваля Михаил Ильин. Особая атмосфера карнавала сложилась и на съёмках этно-клипа, в которых мог принять участие любой желающий.
Всех событий этого великолепного праздника народной культуры не перечесть в рамках одной статьи. Я надеюсь ещё не раз побывать на фестивале «МИР Сибири» в Шушенском. В следующий раз – с семьёй. Ȫ
На обложке статьи: внеплановое выступление Анны Рубан во время отключения электричества. Кадр официальной телетрансляции фестиваля
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий