В прошлом номере мы обещали продолжить рассказ о мастеровой семье Фроловых из Суздаля.
– Вынуждены вас разочаровать!
– Сын, не мешай писать статью, поиграем потом! Знаешь, когда мы разговаривали по телефону с Марией Васильевной Фроловой, ей тоже под руку постоянно лопотал малыш, совсем маленький, не как ты. Игорь Николаевич, её муж, отвлекал его, давал свои резные игрушки. Возьми и ты Карпыча, – протягиваю фигурку водяного, облюбовавшего место на моём письменном столе – подарок Игоря Николаевича. – И вот, прочитай его сказку «Как женили водяного» – это как раз про Карпыча написано.
Героями сказок Фролова становятся его же игрушки – так они обретают свою историю, характер, своеобразный язык. В речи самого Игоря Николаевича нет-нет да проскользнёт оборот, который «не вдруг» поймёшь, словцо родом из глухих нижегородских лесов. Мария Васильевна объясняет: «Лучше Игоря никто не расскажет. Если есть возможность, я ему делегирую интервью». Сегодня такой возможности нет – прошу её рассказать то, что даже муж не расскажет. Например, что служит вдохновением, что даёт толчок для творчества.
«Путешествия и природа, – подумав, отвечает Мария Васильевна, – увидишь ветку рябины или цветок какой, изгиб особый – и хочется всё запомнить и воплотить в вышивке. При каждом удобном случае стараюсь путешествовать, в основном по Золотому кольцу, по родной сторонушке».
В её работах часто можно увидеть очертания храмов, образы залесской старины. «Удивительно, всё Залесье называлось в летописях Суздальской землёй, несмотря на то, что сам Суздаль лишь короткий промежуток времени имел столичный статус, – Мария Васильевна уделяет много времени изучению истории родного края и говорить о ней может часами, – при этом население города как при Юрии Долгоруком, так и сейчас – не более 10 тысяч человек».
Другими источниками вдохновения служат работы мастеров прошлого и окрестные народные промыслы – Мстёра, Палех. «Я люблю рассматривать эти шкатулочки. Мне нравится их миниатюрность и лаконичность деталей. И появляется мысль – если вот этот элемент технически возможно воплотить в вышивке, то почему бы и не попробовать? Речь не о сюжете, не о плагиате, а о конкретных изобразительных решениях».
Дело в том, что Мария Васильевна – мастер-миниатюрист. Одна из первых её коллекций представляла собой цветочные композиции, оформленные в багет, размером с почтовую открытку. Она была отмечена дипломом международной выставки «Салон “Престиж”» Нижегородской ярмарки в 2004 году, стала лауреатом конкурса профессионального мастерства фестиваля «Братина» (г. Нижний Новгород) в 2004 году.
С тех пор работы уменьшились до размеров почтовой марки и украшают уникальные кулоны и броши. Мария Васильевна помнила бабушкины самодельные броши с вышитыми мулине цветами по плотной чёрной ткани. Но «не вдруг» получилось у неё самой изготовление украшений – пришлось перепробовать множество фурнитур, клеев – ведь в ювелирном деле вопрос закрепления изделия едва ли не такой же сложный, как и его изготовление. Методом проб и ошибок были найдены лучшие материалы и их сочетания. В качестве фона выбирается как можно более мелкоструктурная ткань, плотная и гладкая, иначе на крупной фактуре вышивка просто потеряется. Также ткань должна иметь светоотражающий эффект, быть «с отливом», чтобы подчеркнуть объём композиции. Хорошо подходит натуральный или искусственный шёлк. Для миниатюрных изделий очень важна заметность, контрастность элементов. Для этого используются разные виды нитей – натуральный и акриловый шёлк, мулине, синтетика, металлик, иногда даже шерсть. Для особо тонких деталей нити приходится расщеплять на несколько частей. Цвет должен контрастировать с фоном – либо по принципу светлое/тёмное, либо по полярности цветов (красное/зелёное, например).
С живописью ремесло Марии Васильевны роднит и особое внимание к оттенкам, только вместо палитры используется направление ткани и нитей. «Крутишь основу, прикладываешь нити, под разным углом они дают разные оттенки – пока не найдёшь красивое решение. Вышивке я посвящаю от четырёх до шести часов в день с перерывами – поскольку труд очень кропотливый – и стараюсь заниматься в дневное время, чтобы различать полутона. Сделанное же при искусственном освещении может на следующее утро неприятно удивить». А с недавних пор она стала экспериментировать с росписью по шёлку. «Игорь в шутку называет это ‘микро-батик’. Действительно интересный эффект получается, когда соединяются вышивка и роспись». Игорь Николаевич не без удовольствия добавляет: «Метод у Машеньки уникальный, сравнить практически не с чем. Иногда даже работы с конкурсов возвращают – не могут набрать соответствующую номинацию. Недавно мы узнали об интересной мастерице из Украины, микроскопическая вышивка крестом. Но это всё-таки работа по схеме: дана раскладка цветов, и затем выкладываешь по квадратикам, как мозаику. Здесь же работа сродни рисованию, без предварительного эскиза. Есть нитка в иголке – и дальше простор для фантазии». На одном из конкурсов для работ Марии Васильевны изобрели отдельную номинацию: «филигранная вышивка». Название прижилось. В ювелирном деле филигранью называют изделия из золотой или серебряной проволоки, украшенные капельками металла. Слово происходит от латинского filum – нить и granum – зерно. Интересно, что Фроловы опытным путём установили: работы Марии Васильевны особенно хорошо смотрятся именно в обрамлении витых посеребрённых металлических нитей.
Прообразы филигранной техники можно обнаружить и в суздальской древности. Вышивкой свою одежду люди украшали испокон века, она была не просто украшением, но и оберегом. В Золотой кладовой Спасо-Евфимиева монастыря хранятся фрагменты золотного шитья XI-XIII веков.
«До нас дошли удивительно красивые вещи! Вообще археология нас убеждает, что люди жили неплохо – золотые и серебряные украшения были очень распространены».
Как краеведа и своеобразного ювелира Марию Васильевну очень интересует домонгольский период истории Руси. С воодушевлением она рассказывает об археологических находках на Мжарском могильнике, об украшениях, хранящихся в исторической экспозиции Суздальского кремля. Интерес к домонгольскому периоду можно проследить и в пейзажных работах Марии Васильевны. Её привлекает древняя архитектура, храмы, такие как Церковь Покрова на Нерли XII века.
Неудивительно, что в такой мастеровой, ремесленной семье с интересом относятся к истории нашего народа. Но с 2015 года, когда Фроловы переехали из Нижнего Новгорода в Суздаль, этот интерес разгорелся с особенной силой.
«В Суздале мы сразу попали в окружение очень увлечённых историей людей, что неудивительно – здесь всё пропитано стариной, это сам городской дух. Хочешь-не хочешь, а начнёшь изучать, что это вокруг тебя».
Издревле Суздаль – город сельскохозяйственный и торговый. Это Ополье, земля здесь родит: брось зерно – земля отдаст сторицей. На протяжении веков это был и важный перевалочный пункт на пути из Москвы в Нижний Новгород и далее до Макарьевской ярмарки. Не случайно его называют «столицей офеней» (бродячих торговцев). Мария Васильевна рассказывает: «О суздальских купцах слагали легенды. Действительно, легендарные были личности, многие династии вели свою историю века с XV-го. Да и сейчас на любых ярмарках народных промыслов в центральной России редко не встретишь суздальских торговцев». Разговор об офенях никогда не обходится без упоминания о потаённом офенском языке. Спрашиваю о «суздализмах» Марию Васильевну. «Сразу на ум приходит только ‘пошишиться’ – ‘подойти к развалу и посмотреть, что продаётся’».
Но с конца 60-х годов XX века Суздаль, получивший статус города-музея, конечно, всецело туристический – туристы приезжают сюда со всего мира, чтобы посмотреть, каким был средневековый русский город. Творческая мастерская семьи Фроловых тоже не остаётся в стороне. В своих интерактивных программах они знакомят гостей города с бытом, ремёслами и фольклором прошлых веков. «Вся эта деятельность не является для нас чем-то принципиально новым – я как занималась с детишками и их родителями, так и занимаюсь». Ещё в Горьком, когда Мария Васильевна закончила педагогическое училище, а потом институт, она преподавала в Доме Пионеров, в клубе посёлка Высоково Сормовского района Нижнего Новгорода, в Центре родительской культуры «Лада», в семейном центре «Ассоль» (Ассоциация семейного образования) – и не только вышивку, но и ставила театральные представления с элементами интерактивного общения со зрителями. А это очень близко к тому, что она делает сейчас – та же игра, взаимодействие. Программу дополняет фольклорный коллектив «Владимирская вечора». «Здорово дополняет! Люди серьёзно погружены в традицию и могут дать к ней прикоснуться – доходчиво и, одновременно, зрелищно. Как они поют! А это очень важно с нашим туристом – он не очень-то лёгок на подъём, что касается встать в хоровод или исполнить песню».
У самой Марии Васильевны за плечами музыкальная школа по классу фортепиано, папа был преподавателем по классу духовых инструментов, мама – по классу фортепиано. Музыкой занималась и мама Игоря Николаевича. По-видимому, неслучайно их дочь, Настя, пошла по музыкальной стезе. Она – известный бард, в составе своего коллектива с «историческим» названием MEZOZOY неоднократно становилась лауреатом всероссийских конкурсов бардовской песни. Но и вышивкой Настя занимается сколько себя помнит. Выросли дети, стали настоящими мастерами – и Настя, и её брат, резчик по дереву Кирилл Фролов. В нашем рассказе мы упомянули лишь четыре поколения этой замечательной мастеровой семьи, считая от Настиной прабабушки искусной вышивальщицы Зои Ивановны Суворовой. И все они по-своему дарили и дарят красоту людям, отдавая сторицей свой талант родной земле. И что-то подсказывает, что история эта уходит в седую древность, когда вышивкой золотыми нитями украшали свои наряды русские мастерицы.
Первоначально статья называлась «Нить и игла» – имея в виду совместную 30-летнюю творческую жизнь Игоря Николаевича и Марии Васильевны. Но залопотали дети, и я спохватился: а как же украшение жизни? И нанизал: «Нить–и–игла–и–зерно». Вот теперь красиво! Ȫ
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий