Межрегиональный этнофестиваль дизайна и моды «Оберег» в городе Котласе Архангельской области в 2019 году прошёл при участии модельного агентства «Николай Терюхин». Редакция журнала пообщалась с членами жюри конкурса – Николаем Терюхиным и Людмилой Филичевой, преподавателем и методистом Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, г. Санкт-Петербург:
– Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о конкурсе в Котласе.
– [Николай] Самый большой конкурс русского костюма проводится в Ярославле («Русский костюм на рубеже эпох»). Архангельский «Костюм Русского Севера», в общем, ставит те же задачи и включает те же номинации. Организаторы конкурса в Котласе выиграли грант на проведение смотра, который охватил традиции юга Русского Севера – юг Архангельской области, Великий Устюг, Вологда.
Поморы – Мезень, Пинега, Холмогоры – отличаются более скромными костюмами, приглушёнными цветами. Чем дальше на юг, тем одежда становится «пышнее»: цвета – ярче, больше деталей, орнамента, вышивки.
На фестивале, помимо Архангельской и Вологодской областей, были представлены Санкт-Петербург, Республика Коми, Удмуртия и даже Владивосток.
– [Людмила] Я несколько лет уже мечтала попасть на Русский Север. И вот мечта сбылась. Первая встреча участников произошла в традиции людей, живущих в Архангельской области, что сразу позволило изнутри прочувствовать их бытовые и культурные особенности. Впоследствии, во время показа, было интересно наблюдать, как дизайнеры соединяют традиции своего региона и современные тенденции в моде. Некоторые коллекции по-настоящему впечатлили.
– «Оберег» – новичок среди конкурсов подобной тематики. Удалось ли организаторам чем-то удивить искушённых ценителей?
– [Людмила] Лично для меня фестиваль расширил знания о некоторых традиционных промыслах, таких как «кубовая набойка». Елена Ивановна Дикова из Каргополя провела очень информативный мастер-класс. Мне стало интересно, было ли подобное в Ленинградской области. Я окунулась в изучение литературных источников, пообщалась с работниками краеведческих музеев, нашла образцы работ в данной технике.
![Котлас-Кубовая набойка Диковой](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-kubovaya-nabojka-dikovoj.jpg)
![Котлас-Елена Дикова](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-elena-dikova-768x510.jpg)
– [Николай] Я был приятно удивлён уровнем некоторых участников. Например, я давно знаю школу дизайна «Моделина» из города Коряжмы. На конкурсе они продемонстрировали впечатляющий профессиональный рост. Их коллекция из льна «Северное трёхречье» (совместный проект Гладышевой Оксаны и Окрепиловой Марии) – очень современная, носимая, яркая. В традиционной номинации, как всегда, потрясла Валентина Харитонова из села Ильинско-Подомское Вилегодского района Архангельской области. Она занимается ткачеством, делает реплики народных костюмов. В этот раз её коллекция называлась «Вилегодское басьё» (т.е. вилегодские праздничные наряды).
![Котлас-Оксана Гладышева и Окрепилова Мария](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-oksana-gladysheva-i-okrepilova-mariya-768x512.jpg)
![Котлас-Владислава Романова 6 Коллекция О.Гладышевой «Северное трёхречье» (г. Коряжма) Фото Станислава Тропникова](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-6-kollekcziya-o.gladyshevoj-severnoe-tryohreche-g.-koryazhma-foto-stanislava-tropnikova-768x1230.jpg)
На «Обереге» модельное агентство «Николай Терюхин» продемонстрировало около 70 костюмов из коллекций «Северный Феникс», «Каргопольское щеголяньице», «Тканая осень», «Сделано на Пинеге» и других.
Стоит отметить интересную обучающую программу у котласского фестиваля. В Ярославле, к сожалению, обучающие элементы сходят на нет: добавлять в программу лишний день-другой на мастер-классы и общение не представляется возможным. Люди едут на фестивали за свой счёт, оплачивают гостиницы, питание.
Добавьте сюда затраты на создание костюмов, на манекенщиц, которые бы всё это достойно показали – получается приличная сумма, и не все готовы увеличивать расходы.
![Котлас-Ариана Севастьянова 2](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-2-768x511.jpg)
![Котлас-Ариана Севастьянова 3](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-3-768x511.jpg)
![Котлас-Ариана Севастьянова 4](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-4-768x1154.jpg)
![Котлас-Ариана Севастьянова 5](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-5-768x1154.jpg)
![Котлас-Ариана Севастьянова 6](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-6-768x511.jpg)
![Котлас-Ариана Севастьянова 7](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-7-768x511.jpg)
![Котлас-Ариана Севастьянова 8](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-8-768x1156.jpg)
![Котлас-Ариана Севастьянова 1](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-ariana-sevastyanova-1-768x1113.jpg)
– Какая-нибудь компенсация расходов на конкурсах предусмотрена?
– [Николай] Есть, конечно, подарки за призовые места и специальные призы. О чём-то более мотивирующем пока речи нет. Например, о стажировке в Доме моды Зайцева или в Английской школе дизайна. Это привлекло бы больше молодёжи к участию в конкурсах. Конечно, главное в этих конкурсах – не награды и не звания. Главное – общение, обмен опытом. Есть множество мастеров, которые годами что-то делают, но даже не задумываются о том, что можно выехать на конкурс. Для того, чтобы вовлечь их в конкурсную жизнь, в среду единомышленников, нужны усилия. И дело не только в призах и деньгах. Нужна информационная поддержка не только до фестиваля, но и после.
– [Людмила] Для меня данные конкурсы имеют очень большое значение, так как всегда можно увидеть и узнать что-то новое, а также поделиться своим опытом. Коллектив из Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, преподавателем которого я являюсь – народный самодеятельный театр моды «мАрт» – привёз пять костюмов, выполненных по финно-угорским мотивам. Но это уже современное воплощение. За основу взяты натуральные материалы, все украшения выполнены из кожи и меха, использованы различные технологии – накладная аппликация, прорезная аппликация, и – самая интересная – горячий батик.
– Что нужно учитывать мастерам при подготовке к конкурсам?
– [Николай]
Главное – настрой. И это настрой не на победу, а на новые знания. Задача – напитаться энергией творчества, новыми идеями, чтобы после конкурса сделать что-то, совершенно на тебя не похожее.
– [Людмила] Нужно учитывать стилистику заявленного конкурса, а для этого необходимо общее понимание стилистических особенностей разных направлений в искусстве костюма. Если задумки мастера попадают в указанную стилистику – вот тогда приходит черёд умению воплощать свои задумки в материале.
![Котлас-Полина Лысаченкова 7](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-polina-lysachenkova-7-768x1154.jpg)
![Котлас-Полина Лысаченкова](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-polina-lysachenkova-768x511.jpg)
![Котлас-Полина Лысаченкова 5](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-polina-lysachenkova-5-768x1154.jpg)
![Котлас-Полина Лысаченкова 2](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-polina-lysachenkova-2-768x511.jpg)
![Котлас-Полина Лысаченкова 3](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-polina-lysachenkova-3-768x511.jpg)
– Чего не должно быть на правильно организованном конкурсе?
– [Людмила] Не должно быть неопределённостей в разделении по номинациям и возрастным группам.
– Какие недостатки наиболее часто встречаются среди работ участников? К каким жюри особенно строго?
– [Людмила] Частый недостаток – несочетаемость материалов и стилей. Неприемлемый – когда «в открытую» заимствуются чужие идеи.
– [Николай] Ошибки происходят в первую очередь от безграмотности. Прежде, чем что-то создать, надо изучить то, что было создано ранее: из чего шили, как, какой крой – косой, прямой – где, что и для чего делалось.
Ведь ничего не было «просто так», «взяла и пришила». У наших бабушек всё было продумано – даже необязательные, на первый взгляд, элементы были для чего-то нужны – возможно, это был оберег или деталь для удобства ремонта.
Допустим, вещь протёрлась – эту деталь можно было легко выпороть и вшить новую, не портя всё изделие. Второй источник ошибок – это безвкусие, особенно у молодых. Школьники и студенты подчас хотят громко заявить о себе здесь и сейчас, не вникая в суть. Они пытаются подражать, в результате с их закроечных столов выходит слишком осовремененная, европеизированная мода. И вот из этого делать достижение – «смотрите, это я придумал!» – неуместно, всё было придумано давным-давно.
– Где сегодня применима народная одежда, что из неё могут надевать люди, оставаясь при этом модными и стильными?
– [Людмила] Народная одежда, конечно, применяется в театрализованных мероприятиях, народных гуляниях и так далее. Но стоит отметить, что отдельные элементы народного костюма, к примеру, вышивка, активно используются в современной одежде и аксессуарах.
– [Николай] Использоваться может всё: любая шубка, блузка. Возьмите рукав от блузки и сделайте его из новой ткани, например, шифона. Это будет выглядеть современно, но с намёком, что это оттуда, из традиции.
– Как могут прижиться венцы, повязки – ведь выглядят они довольно архаично?
– [Николай] Ну почему? Уже лет 5-7 очень актуальны головные уборы а-ля венцы, и не только у нас. Лет пять назад в коллекции Дольче и Габбана было что-то такое, взятое из кладовых. Сейчас сложно дать точный ответ, где был сделан первый такой головной убор – в Египте, в Италии или на Руси. Сегодня актуальны русские меховые шапки – песцовые, лисьи, норковые.
![Котлас-Полина Лысаченкова 4](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-polina-lysachenkova-4-768x1154.jpg)
Тот, кто не стесняется, кто хочет выглядеть немножко не так, как все, сможет оригинально и с намёком на традицию даже джинсы украсить. Идей масса!
![Котлас-Владислава Романова 8](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-8-768x1154.jpg)
Из декорированного льна можно делать шикарные вещи, которые молодёжь будет носить – комфортные, современные, но в то же время с историей. Это даже не очень затратно – не нужно всю юбку вручную вышивать тамбурным швом, достаточно сделать какой-то элемент. Но нужно сделать так, чтобы потом эту юбку в пол можно было носить и с майкой, и с жакетом, можно было по-разному трансформировать. Другой пример: можно блузку вышить белым по белому – и носить и с джинсами, и с юбкой. На словах это, конечно, просто. В реальности осовремениванием традиции нужно заниматься, и заниматься должна команда – художников и, в первую очередь, менеджеров.
– Как мировые тенденции отражаются на модельном творчестве в России?
– [Людмила] Смотря, какие цели мы ставим. Если коллекция в массы, то, конечно, в ней будут прослеживаться современные тенденции моды. Если же мы хотим показать традиции русского народа, то мы будем уходить от современной моды или же будем синтезировать и создавать новое.
– [Николай]
В мировой моде существует несколько ведущих институтов, которые ежегодно рекомендуют новые тренды, цвета и силуэты. На мой взгляд, это всего лишь способ зарабатывания денег. Мода сейчас стала более неуловимой.
Если в 70-е было заявлено: все носят мини, а также сапоги-чулки, вне зависимости от возраста и размера – и все носили. Потом вдруг – клетки и юбка в пол! В 80-е все как один оделись в кроссовки и брюки-бананы, в плащи чуть ниже колена. Сейчас такого нет: французский институт моды предлагает короткое, кожу, золото, красное; англичане – в клетку, в полоску, в пол. У нас же, к сожалению, нет институтов моды с историей, поэтому мы следуем тому, что придумывают другие.
![Котлас-Владислава Романова 9](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-9.jpg)
![Котлас-Владислава Романова Коллекция Елены Сысоевой «Леденгские шерстянухи» (Вологодская обл.)](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-kollekcziya-eleny-sysoevoj-ledengskie-sherstyanuhi-vologodskaya-obl.-768x1207.jpg)
![Котлас-Владислава Романова](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-768x1152.jpg)
![Котлас-Владислава Романова 2](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-2-768x1155.jpg)
![Котлас-Владислава Романова 3](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-3-768x1154.jpg)
![Котлас-Владислава Романова 5](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-5-768x1154.jpg)
![Котлас-Владислава Романова 7](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-7-768x1154.jpg)
![Котлас-Владислава Романова 4](https://o-roo.ru/wp-content/uploads/2020/03/kotlas-vladislava-romanova-4-768x511.jpg)
– Насколько популярна сегодня сфера народных промыслов среди профессиональных художников, где применяют свои знания и навыки выпускники этого направления?
– [Людмила] Изучение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов всегда было и будет популярно. Выпускники нашей специальности и участники народного самодеятельного коллектива Театра-моды «мАрт» Ленинградского областного колледжа культуры и искусства успешно находят применение своих знаний и умений в художественных студиях, домах культуры, других образовательных и культурно-досуговых учреждениях Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Ȫ
Фото на обложке: Алексей Шехонин
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий