Александр Владимирович Ска́выш – не обычный Дед Мороз с корпоратива – и шуба-то у него синяя, и нос-то он не красит, и не говорит ВОТ ТАКИМ дурацким низким голосом. Но когда ему во второй раз в жизни присваивали титул Лучший Дед Мороз России, член жюри Наталья Борисовна Муромцева описала его так: «Он родной, уютный, домашний – свой!»
Дед Мороз Скавыш действительно умеет стать «своим» с первых секунд общения и на детском утреннике, и на корпоративе. «Ребят, ну это моя профессия, – объясняет Александр Владимирович, – в этом году исполняется 33 года моей актёрской деятельности». И тут же сокращает дистанцию: «Давайте просто – Александр».
Ещё со времён обучения в Тюменском театральном училище, которое он окончил в 1991 году, Александр усвоил «правило 7 секунд». Это то время, которое отпущено артисту для установления контакта со зрителем. Не получится захватить их внимание, пробить стену недоверия, сократить дистанцию – всё представление пойдёт наперекосяк.
«Нужно поймать тональность зала, нужно понимать, как сказать первую фразу – в зависимости от возраста, от состояния, от глаз – а не просто выйти и заорать. Ты заорал, а там грудные дети. И вот уже все визжат – всё, приехали. Если потеряешь первый контакт с залом, потом можешь быть хоть гениальнейшим Дедом Морозом – дети не пойдут за тобой». Чтобы погрузить детей в атмосферу волшебства, нужны порой самые ремесленные навыки – быстро ориентироваться на местности, вплоть до того, что решать проблемы с внезапно неработающим микрофоном. «Есть вещи, о которых многие люди не знают, что они существуют и работают на общий образ – как накладывать грим, как правильно дышать, и как не дышать в микрофон. Даже бороду чесать – это важно. Профессиональные актёры, такие как я или Анатолий Лупашко (Лучший Дед Мороз прошлого года), знаем это и подходим к таким деталям более серьёзно. Это одна из составляющих успеха».
Сам Александр избегает работы в микрофон: «У меня живой голос, он рядом – дети меня не боятся. Я разговариваю с ребёнком на равных, я становлюсь с ним одного роста». Обладатель не самого исполинского роста – метр-семьдесят – Александр видит в этом своё преимущество: «Высокие Деды Морозы не всегда видят, что творится у них под ногами и могут совершать непредвиденные вещи – и пнуть ненароком, и завалить ребёнка. А я в своих выступлениях и на мастер-классах доказываю, что Дед Мороз может быть и на коленках, и лежать, и спать – что это живой персонаж. Это разбивает некоторые стереотипы».
Дедморозит Александр уже более 30 лет. Если по молодости это было просто ещё одним способом заработать деньги («Что называется, актёрская «халтура» – дешёвая бородёнка, дешёвый костюм – и вперёд!»), то с годами он стал на самом деле врастать в своего персонажа. Его Дед Мороз уже и разговаривает практически как Александр Скавыш, и Александр Скавыш к каждому Новому году каким-то чудом набирает 18 килограмм веса, чтобы вписаться в образ добрячка-старичка, который выходит из леса и приносит нам волшебство. Костюм Деда Мороза теперь ручной работы урайского модельера Марии Рутт. В этом году он был обновлён более дорогим мехом: «Я живу интуицией. И буквально за несколько дней до фестиваля подумал: нужно ехать и нужно украсить костюм новым мехом. И это тоже сыграло свою роль в решении жюри». Александр размышляет:
«Дед Мороз – это должен быть цельный образ. В чём прелесть – ты должен выбрать своего Деда Мороза и с ним уже идти по жизни, а не менять вслед за модой образы, костюмы, эстетику. Ведь Дед Мороз – это не аниматор. Сейчас такое время – Деды Морозы катаются на роликах. Это, конечно, красиво, но это что-то другое, не Дед Мороз».
Правда, сам Александр, участвовавший в съезде Дедов Морозов уже в одиннадцатый раз, дебютировал на съезде в Ханты-Мансийске в 2007 году в образе… домовёнка Кузи! «Сам себе я объясняю это так: домовёнок Кузя – это молодой Дед Мороз. А потом я вырос». Очень похоже!
В актёрском арсенале Александра не так много детских ролей – но это всё проверенная классика: Дед Мороз, Баба Яга, Карлсон. А также «клоун Шурик». «Почему клоун? Для меня всегда очень значимыми были такие артисты как Олег Попов, Вячеслав Полунин, которые могли создавать магию буквально из одного жеста, практически без реквизита». «Фактически, я единственный профессиональный Дед Мороз в нашем городе. А для разных анимационных персонажей – Майнкрафтов, Патрулей и прочих – есть специальное агентство, где работают молодые ребята».
Родной город Александра – Урай Ханты-Мансийского автономного округа – примечателен в том числе тем, что отсюда родом и Лучшая Снегурочка 2019 года. Анастасия Захарова – бессменная Снегурочка Александра Скавыша. Вместе они прошли немало праздников и испытаний. Пару раз она не смогла приехать на съезд, по причине декретных отпусков, но даже тогда она посылала звуковое обращение к зрителям и членам жюри, которое было вставлено в программу Александра. В этом году их пригласили на фестиваль Дедов Морозов в Болгарии представлять Россию. С Александром они столкнулись на сцене урайского театра «Синяя птица». Как и Александр, Анастасия пишет свои программы полностью сама. Имея в своём активе законченный Свердловский колледж искусств, она закончила также Челябинскую академию искусств по специальности режиссура. Если сценарии Анастасии – в основном, детские игровые, то Александр специализируется на взрослых театрализованных программах.
Авторские сценарии Александра всегда очень высоко оценивались жюри конкурса, практически всегда он уезжал с первым местом в номинации «Лучший новогодний сценарий». «Я имел счастье побывать на московском форуме СНЕГОWEEK у Ананьиной Марины в 2017 году. Меня там коллеги спрашивали, можно ли мои программы взять. Ради бога, ребята. Но они глубоко индивидуальные, авторские». Сам по натуре человек романтический, влюблённый в поэзию, в литературу, Александр пишет стихи и инкрустирует ими свои программы. Стихи, монологи, объяснения в любви, цветы – его «фирменный стиль». Но куда бы ни уводила его сюжетная линия, в какие бы юмористические или драматические обстоятельства ни попадал Дед Мороз – в конце всегда присутствует то, что Александр называет «завершающий момент»: Дед Мороз должен остаться чудом, волшебством. «Это не должно расплескаться, это таинство, с которым люди не хотят расставаться». Андрей Мозгов, Дед Мороз из самого Великого Устюга («Наш Великий, наш Маг», как о нём в шутку говорят Деды Морозы-номинанты) на вручении Гран-При признался, что некоторым сказочным вещам он научился именно у Александра Скавыша.
«Мой Дед Мороз – он и лирик, и трагик. Я переделывал «Божественную комедию». Сотворение праздника было сродни сотворению мира. Был Белый Ангел и Чёрный Ангел, были муки творения и ореол у Деда Мороза».
В этом году Дед Мороз Александра Скавыша обнаружил, что он холостой, и искал себе невесту. Или это холостой Александр Скавыш Деда Мороза искал себе невесту? – Уже сложно сказать.
Он танцевал зумбу, пел «Отчего так в России морозы трещат», читал стихи и рэп – но Бабы Мороза так и не нашёл. Тем не менее, получилась весёлая, игривая программа.
А в 2014 году Александр взял Гран-при с программой совсем в другом ключе: «Исповедь Деда Мороза». Тогда он неожиданно вышел (в прямом смысле слова) из костюма Деда Мороза, и остался грустным человеком, беседующим со своей накладной бородой. Борода пеняла ему за пьянство и пролитый на неё кетчуп, а он думал о любви и смысле всего вот этого: актёрства, непонятного костюма, бухгалтерии городского досугового центра, клубных формирований и какого-то конкурса. По ходу размышлений, тем временем, совершалось обыкновенное новогоднее чудо, и всё постепенно вставало на свои места – привязывалась борода, надевался костюм, появлялись интонации и совсем другие смыслы. Обычный человек постепенно становился Дедом Морозом. И то ли ещё актёр, то ли уже Дед Мороз вскрикивал: «Я хочу стать чайкой, и улететь!» Но потом он начинал понимать, что его предназначение – это дарить чудо. Что суть не в бороде, не в красном носе или халате – она в мечте, которая живёт в каждом ребёнке и каждом взрослом.
Обычный человек постепенно становился Дедом Морозом…
«Главный секрет Деда Мороза – в том, что нужно самому верить в чудо. И тогда ты – настоящий. Знаете, взрослые тоже верят в чудеса, даже, я бы сказал, не тоже, а в первую очередь. Все мы загадываем желания, когда бьют куранты, кто-то записывает их и сжигает, кто-то выпивает с шампанским. Кто-то подкладывает себе подарки под ёлочку и сам же с радостью достаёт. А как все любят подержаться за мой волшебный посох! Знаете, я сам перед выездом в Ханты-Мансийск выложил Вконтакте одну фразу: «Еду за титулом Лучший Дед Мороз России» – и надо же, сбылось!
Дети сейчас, конечно, воспитаны на современных персонажах, не знают ни «В лесу родилась ёлочка», ни «Маленькой ёлочке холодно зимой», ни русских народных сказок. Поэтому (или из-за этого?) стали так популярны анимационные программы со всякими «Незабудками», «Мокрыми кроссами», «Фиолетово» и другими современными шлягерами. Когда клоун Шурик пытается трёхлетним детям включить детские песенки, они говорят: «Не, Шурик, включи «Ты пчела, я пчеловод»!
Александр смеётся: «Правда, Андрей Мозгов задал мне задачку: как же так, почему зайка серенький-то под ёлочкой скакал? Дело-то было зимой, должен был быть беленьким. А волк должен был не рысцою, а хотя бы трусцою пробегать – он же не конь! Решили, что автор, Раиса Адамовна Кудашёва, немножко напутала – но она и предположить не могла, что целые поколения русских людей будут петь её стишок».
В работе с детьми, уверен Александр, нельзя полагаться на один какой-то сценарий. Ведь дети – это непредсказуемая субстанция. Оптимально – это уметь адаптировать программу на ходу. Если кто-то начал плакать, кто-то куда-то побежал, а Дед Мороз продолжает «дуть в свою дуду» – это, по меньшей степени, непрофессионально, и этим грешат многие, кто просто пришёл «отработать свои деньги». Другой совет от Лучшего Деда Мороза – не работать только с определёнными детьми, нужно уметь держать внимание всех детей в аудитории. Это очень сложно, особенно для разновозрастной аудитории. «Для меня своеобразный рекорд, когда я держал в течение 40 минут 40 маленьких спортсменов-дзюдоистов 5-7-летнего возраста. Дед Мороз – это не проходной, функциональный персонаж, который появился в конце представления, сказал два слова и ушёл. Он должен быть способен один вести целый утренник».
Перед представлением Александр обязательно опускает руки в снег – а какой же Мороз с тёплыми руками? Также он никогда не позволит себе подъехать к дому на такси – только пешком, с мешком за плечами, чтобы дети видели настоящую сказку, слышали хруст снега под его валенками. Вопреки стереотипам, его Дед Мороз не только не пьющий, но он и не ест. Есть хитрости и в расчёте на озорных детей – бывает ведь, что и дёрнут за бороду! Для этого она делается двойная – одна подмена, другая держится крепко-накрепко.
«В работе с детьми есть ещё один важный момент: чувствовать, можно ли вообще подойти к ребёнку, а тем более дотронуться до него. Бывали моменты, когда я входил в дом, и дети вставали как парализованные, не могли произнести ни слова. Но когда я собираюсь уходить, они уже начинают плакать, хотят ещё поиграть с дедушкой.
Один раз такое случилось с одиннадцатилетней девочкой – она в первый раз увидела Деда Мороза и Снегурочку, вжалась в кресло, глаза округлились, и в них была такая вера, что они всё-таки существуют и пришли к ней, что это оказалось шоком для меня самого. Ведь мой собственный сын вырос в театре, и когда к нему приходили Дед Мороз и Снегурочка, он мужественно это терпел, а потом говорил маме: «Папа с тётей Наташей приходил»».
Александр всегда заранее узнаёт какие-то подробности о жизни ребёнка от родителей и потом ненавязчиво вплетает их в представление. Подчас, это бывают какие-то житейские наставления, которые ребёнок уже не воспринимает от мамы с папой, но сказанные Дедом Морозом они приобретают волшебную силу. Одна четырёхлетняя девочка вела себя просто как Пеппи Длинный Чулок, а на мамины упрёки отвечала: «Буду себя вести плохо, а Дед Мороз никуда не денется, все равно придёт и подарит подарки!» «Я, конечно, пришёл, поиграл с этой очаровательной голубоглазой девочкой, подарил подарки, потом посадил на коленки и говорю: «Мне тут снеговички рассказали, что ты весь год себя очень плохо вела». Смотрю, у неё глаза округляются. «А самое главное, что ты говорила, что Дед Мороз к тебе всё равно придёт, что он приходит ко всем детям, несмотря на то, как они себя ведут». Смотрю, глаза уже полные слёз. «Знаешь что, сейчас все твои подарки превратятся в ледышки, если ты мне не пообещаешь, что с завтрашнего утра ты изменишь своё поведение». Надо ли говорить, что после Нового года позвонили родители и сказали: «Ребёнка не узнать!»
Но дар Деда Мороза может помочь детям и в более серьёзных ситуациях. По приглашению главврача из больницы посёлка Советский, что неподалёку от Урая, Александр пять дней работал с детьми с проблемами органов движения, проводил утренники, поздравления. И врачи на самом деле отметили положительную динамику в лечении, даже предложили Александру поработать психологом в больнице.
Дед Мороз из работы постепенно стал хобби, из хобби – целой философией, из философии – самой жизнью.
«Сейчас я постоянно работаю над этим образом, я, по большому счёту, трачу на это гораздо больше, чем потом зарабатываю. Мне в этом году 50 лет, такое время – интереснее уже отдавать всё, чему научился».
Александр – руководитель школьного театра. Дети знают его и как учителя Александра Владимировича, и как клоуна Шурика, и как Деда Мороза. «Интересно, что для них это совершенно разные персонажи, и ко всем моим ипостасям они относятся с уважением».
Также Александр работает в театре «Синяя птица», при котором тоже существуют три детские театральные студии. Детям нравится на театральных занятиях – наверное, потому что есть что-то в их учителе от Деда Мороза, какая-то несказочная надёжность: он всегда выслушает, что-нибудь посоветует, расскажет какую-нибудь историю. А это то, что не всегда могут дать и родители – в череде дней зарабатывающие деньги, платящие ипотеку или просто жаждущие развлекаться – как часто им «немножко не до детей»… «Так получилось, что в моём детстве ко мне никогда не приходил ни Дед Мороз, ни клоун. И я очень рад, что клоун Шурик и Дед Мороз теперь приходят к урайским детям». Коренной ураец Александр Скавыш объездил всю нашу необъятную страну, долго жил и работал в Перми, но в 2005 году вернулся на родину, пишет стихи и создаёт сказку здесь и сейчас, у залива двух рек, Конда и Колосье, в заснеженном таёжном Урае:
«Кого манит добро, кого власть, Кто любит брать, а кто отдавать. Не нужно жить, чтобы в рай попасть, А нужно жить, чтобы рай создать».
(А.В. Скавыш) Ȫ
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий