Сетевой журнал «О.ру»

Всё со временем получится

Круглый стол «Государственная поддержка промыслов и ремёсел» в рамках фестиваля “МИР Сибири”-2018

Новосибирск

15 июля 2018 года, в заключительный день Международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири», на базе историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» прошёл круглый стол, на котором мастера-номинанты ремесленного конкурса обсудили свой опыт взаимодействия с государственной системой поддержки промыслов и ремёсел, а представители министерства культуры Красноярского края, со своей стороны, рассказали о принимаемых государством мерах и дальнейших планах. Помимо номинантов присутствовали члены жюри конкурса. Модератором круглого стола выступила Галина Николаевна Козлова, заместитель директора по культурно-массовой работе культурно-исторического центра «Успенский» при государственном центре народного творчества Красноярского края.

Лариса Ивановна Давыдова, начальник отдела культурно-досуговой деятельности и народного творчества министерства культуры Красноярского края:

– Уважаемые мастера, позвольте поприветствовать вас от министерства культуры, от министра культуры Елены Николаевны Мироненко, мы очень рады, что вы нашли возможность к нам приехать и познакомить гостей фестиваля со своим творчеством. Вы приехали со всех уголков нашей страны, поэтому немного познакомлю вас с нашим краем. Он уникален и по своей географии, протяжённости, и по природным условиям, и, конечно же, своими людьми. У нас проживает 159 национальностей, зарегистрировано 90 объединений и национально-культурных автономий, в одном Красноярске – 28 автономий. Сеть клубных учреждений у нас тоже огромная – 1221 муниципальных и 5 краевых учреждений культуры. На базе муниципальных учреждений работает более 800 клубных формирований по декоративно-прикладному творчеству. В числе муниципальных – 6 домов ремёсел. На краевом уровне у нас есть методические центры, которые поддерживают ремёсла, народное творчество. Также есть «Центр культурных инициатив», на базе которого работает центр ремёсел, специализирующийся на бересте. «Главный чум Таймыра» (так называют Таймырский дом народного творчества) располагает серьёзными мастерскими – косторезной и по пошиву северного национального костюма. И, конечно, музей-заповедник «Шушенское», на базе которого работают мастерские по керамике, токарная, ткаческая, швейная – то есть это тоже полноценный центр сохранения ремёсел. Промысловое учреждение у нас одно – это фабрика «Веретинка».

Есть у нас некоторое ограничение – Художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам создан на базе министерства экономического развития и инвестиционной политики, но какие-то вопросы относятся к ведению министерства промышленности, вопросы же ремесленников, не являющихся предпринимателями – находятся в ведении министерства культуры. По линии МинЭко у нас есть программа, предусматривающая субсидию до 800 тысяч рублей мастерам-субъектам малого предпринимательства. Выдаётся она при условии, если данные затраты включены специальной строкой в программу конкретного муниципального образования, т.е. заявку подаёт муниципалитет, и мастер получает поддержку от него. Я знаю, что мастера не любят регистрироваться, связываться с налогами и прочей отчётностью. Но, тем не менее, это имеет смысл. Вот, в Туруханском районе не так давно молодая мастерица зарегистрировалась, встретила понимание на муниципальном уровне, они подали заявку, и она получила, по-моему, 300 тысяч рублей. По линии министерства культуры у нас есть, и всегда была, субсидия на реализацию социокультурных проектов муниципальными учреждениями культуры и образовательными учреждениями культуры. Присутствуют там и такие номинации, как «сохранение традиционных ремёсел». На эти деньги учреждения могут закупать оборудование и выплачивать денежное вознаграждение мастерам, которых привлекают на проведение мастер-классов, школ и т.д. Также есть субсидия на денежное поощрение – для мастеров, работающих на базе муниципальных учреждений культуры, она колеблется от 70 тысяч рублей до 100 тысяч.

В государственной программе развития культуры и туризма Красноярского края предусмотрены средства для проведения фестивалей, ярмарок, конкурсов. Таких как «Мастера Красноярья» центра народного творчества. Это двухгодичный цикл: в первый год проводятся конкурсы в муниципальных образованиях, на следующий год проводится итоговая выставка на базе краевого центра. Эта выставка ставит своей целью не продажу, а выявление лучших мастеров. С 2013 года проводится краевой фестиваль традиционного и современного творчества «Сибирь мастеровая». Вот здесь мастера имеют возможность свои изделия уже продавать. Фестиваль проводится в центре города – на острове Татышев, или в городском парке, поэтому покупателей много, мастера уезжают довольные.

Также у нас предусмотрены средства на закуп изделий у мастеров. У нас в крае нет звания мастера, и мы ждём, что на федеральном уровне будет принято соответствующее законодательство, и мы на своём уровне начнём прорабатывать положение о статусе мастера народных ремёсел. Так или иначе, в бюджет государственного центра народного творчества заложено 300 тысяч рублей в год на закуп изделий. У них есть художественный совет, который отбирает изделия, в том числе по итогам подготовки к «Мастерам Красноярья». Таким образом они формируют свой фонд изделий. На базе Таймырского дома народного творчества тоже существует «золотой фонд», косторезный.

Также в бюджетах учреждений культуры предусмотрены расходы на выезд мастеров на ремесленные выставки и конкурсы в другие города России, такие как фестиваль «Народные художественные промыслы России», «Ладья» в Москве, «Ремесленный конгресс» в Санкт-Петербурге.

В прошлом году мы стали очень активно работать с министерством экономического развития, потому что у них есть необходимая модель поддержки, а именно поддержка индивидуальных предпринимателей для участия в российских выставках. Они оплатили весь стенд на «Ладье», по-моему, около 250 тысяч рублей, а мы нашли мастеров-ИПшников, из тех, кто сотрудничает с нашими учреждениями. Плюс наш центр ремёсел, центр народного творчества, «золотой фонд». Такой получился удачный симбиоз, в этом году планируем повторить.

Теперь, что новое. В связи с принятием дорожной карты по сохранению, возрождению и развитию народных художественных промыслов и ремёсел на период до 2019 года президент обратился к региональным властям, чтобы мы внесли соответствующие изменения в региональные и муниципальные программы, уделили этому больше внимания. В конце августа запланирован публичный отчёт о том, что сделано в этом плане. В Красноярском крае внесены изменения в закон о культуре. В этом году мы уже получили дополнительные 10 миллионов рублей на поддержку народных художественных промыслов, министерство культуры провело 2 конкурса. Первый конкурс на поддержку муниципальных домов ремёсел и учреждений культуры, где работают клубные формирования. На это было выделено 4 миллиона рублей. Второй конкурс, тоже на 4 миллиона рублей, нацелен на поддержку ремесленников-предпринимателей – как индивидуальных, так и юридических лиц. Средства выделяются на приобретение сырья, оборудования и расходных материалов. И 2 миллиона рублей у нас предусмотрено на центр народного творчества и Таймырский дом народного творчества. ЦНТ приобретает на эти средства выставочное оборудование, и проводит закуп у мастеров. А «Главный чум» – оборудование для косторезной и швейной мастерской.

Елена Николаевна Иванова, начальник отдела информации министерства культуры Красноярского края:

– Я добавлю несколько слов к выступлению моей коллеги. Мне бы хотелось пригласить всех вас на наши масштабные мероприятия – ведь это тоже способ поддержки мастеров. Вы знаете, мы ежегодно празднуем МИР Сибири. Наверное, все вы слышали, что в 2019 году со 2 по 13 марта в Красноярском крае будет проходить всемирная универсиада, в рамках которой предполагается очень большая культурная программа. В том числе будут проводиться ремесленные ярмарки, в деревне универсиады запланированы выставки ремёсел. Поскольку гости будут со всего света, мы будем рады приветствовать все регионы Российской федерации. Следующее событие, август 2019-го – это, конечно же, 400 лет нашему старинному городу Енисейску, «отцу городов сибирских», с которого начиналась Енисейская губерния. Это город золотопромышленников, город церквей, удивительно красивый город и очень интересный проект, в котором мы также приглашаем вас принять участие. Будет проводиться большая историческая реконструкция, в ходе которой гости смогут погрузиться в эпоху освоения Сибири. Всех мастеров, которые пожелают получать информацию о наших мероприятиях, мы будем вносить в базу данных и своевременно информировать. Также у нас есть замечательный портал культура24.рф, на котором можно ознакомиться с афишей предстоящих мероприятий и возможностях принять в них участие.

Круглый стол мастеров-Хурдаев Нариман

Нариман Хурдаев

художественная обработка металла, Республика Дагестан

– Вы знаете, ситуация с грантами у нас в Дагестане после 2017 года, когда поменялся глава, изменилась в лучшую сторону. Когда я сюда ехал, в Шушенское, мне позвонили из Махачкалы и говорят: нужно подавать документы на грант. Когда раньше такое было? В декабре на «Ладье» в Москве к нам подошёл представитель Минпромторга, говорит: объединяйте всех надомников, регистрируйте фирму, мы вас поддержим. Мы всё сделали, сейчас собираем все дипломы, награды – должно помочь на конкурсе в Минпромторге. Если выиграем – будет серьёзная поддержка – налоговые льготы, субсидирование, скидка до 30% на приобретение сырья. А сырье сейчас подорожало – не выгодно стало работать. Из 700-800 мастеров в моём селе Кубачи, человек 300-400 уехало таксовать в Махачкалу. Сейчас министерство по туризму и народным промыслам старается поддержать. Организовывает выставки, последняя была в мае в Махачкале.

Кубачи известен с раннего средневековья как центр металлообработки. Хорошо, что у нас не теряется традиция обучения. В школе на уроках труда детей обучает мастер. В советские времена мы уже в 5-6 классе ходили на комбинат, как ученики, а в 7-8 классе уже зарплату получали, рублей 20-30. Уроки закончились – и бегом туда! Сейчас комбинат уже не работает, этих возможностей нет.

Круглый стол мастеров-Парышева Светлана

Светлана Парышева

Роспись металлических подносов, Нижний Тагил

В Свердловской области официально признаны как народные промыслы камнерезное направление, ювелирное, подносный промысел, лозоплетение, фарфор с Исети, туринская игрушка и таволжская керамика – они имеют места бытования и в этих местах, худо-бедно, держатся. Три года назад принят областной закон о поддержке народных промыслов и ремёсел. Чтобы получать поддержку нужно регистрировать ИП. При министерстве промышленности действует художественный совет, куда любой мастер может принести свои изделия и получить сертификат, что эти работы соответствуют народному творчеству. Два года назад у нас приняли положение о званиях мастера народных промыслов Свердловской области и хранителя (это музейные работники и те, кто держит предприятия). Ежегодно по балльной системе выбирают пять мастеров и три хранителя, которые получают гранты в размере 50 тысяч рублей. По линии министерства культуры тоже есть гранты, по линии поддержки малого предпринимательства, с защитой бизнес-планов – до 200 тысяч. Есть случаи, когда, получив грант, люди честно и красиво закрывают свои ИП. Честно говоря, для серьёзного промысла, как, например, металлообработка, 200 тысяч – очень мало. Можно какой-то сушильный шкафчик купить. Но дома, в кустарных условиях этим заниматься очень сложно.

Сейчас намечаются перестановки в министерствах: промышленность, инвестиции. Где будет базироваться худсовет, кто будет распоряжаться средствами – пока не понятно. Министерство культуры тоже работает с мастерами. Центр народных промыслов и ремёсел – большие молодцы. Правда, у них тоже реорганизации, оптимизации, их объединили с домом фольклора, сейчас все – и мастера, и музыканты – под одной головой. Комитет по туризму, когда у них появились деньги, тоже стал с мастерами работать.

Есть довольно странные льготы – у предприятия может быть льгота по налогу на имущество, на землю. Только земли нет. Льготы по выплатам с фонда заработной платы – так кто её, зарплату, показывает? Когда наше промысловое предприятие разваливалось, те, кто с высшим образованием, ушли в педагоги. Теперь мы, конечно, в более выгодных условиях – у меня есть мастерская в учебном заведении, я не сижу и не считаю – продастся сегодня или нет – за спиной, всё-таки бюджетная организация.

Что хорошо – ремесленникам предоставляют места на ярмарках, зачастую бесплатно и организованно вывозят на мероприятия. Идёт автобус Екатеринбург-Нижний Тагил и всех собирает. Особый ажиотаж был во время чемпионата мира – нас чуть ли не строем выводили.

Круглый стол мастеров-Прошко Елена

Елена Прошко

Керамика, Нижний Тагил

Добавлю, что, в основном, всё идёт от мастера – сами находим большинство конкурсов, участвуем, привозим награды. Но вот у администрации нет особого желания организовать, например, закуп изделий у мастеров-победителей.

Круглый стол мастеров-Елена Прошко рассказывает
Рассказывает Елена Прошко, Нижний Тагил
Коротченя Сергей 04-1

Сергей Коротченя

художественная обработка бересты, Нижний Тагил

Надо сказать, что у нас есть городской конкурс «Мастер года». Берётся четыре направления – подносы, кузнечное дело, береста, текстиль. Есть номинации, есть гран-при. И музеи – а у нас замечательные музеи! – где это проводится, покупают работы победителей в свой фонд. Мы были в Республике Коми – там эта работа поставлена на действительно высоком уровне, многим регионам следует взять на заметку.

Да, для мастеров – и здесь сидящих, и других – всё зависит от личной инициативы. Нашли деньги, узнали – поехали. Например, о вашем фестивале узнали случайно, от конкретного человека, а не через управление культуры.

Мне лично повезло, я 40 лет назад пришёл работать на металлургический комбинат «Евраз». Это мой главный спонсор.

Светлана Парышева:

Да, «Евраз», кстати, проводит конкурс «Город людей – город идей», дают гранты. Я в прошлом году выиграла, правда, не ту сумму, на которую рассчитывала. В металлобработке грант, например, в несколько десятков тысяч – это очень мало – у меня одна заготовка может стоить до 10 тысяч.

Здесь что важно: чтобы у гранта было социальное измерение. Вот, один наш знакомый мастер подавал заявку на изготовление кованых подносов, как в старину. Но, получается, что проект сам для себя и на себя. А выигрывают гранты, в которых есть охват людей, например, обучение детей.

У нас очень высокий уровень педагогов. Почему? Потому что у нас был соответствующий художественный факультет, Уральское училище прикладного искусства – в Екатеринбурге не было, а у нас было. Раньше говорили, что «В Нижнем Тагиле на одного металлурга один художник». Если говорить о детях, то самые трудоёмкие промыслы им не преподашь в рамках мастер-классов – ведь нужно же, чтобы у них что-то получалось, чтобы заинтересовать. Тут нужна целая система образования. Хорошо, когда появилось требование о национальном региональном компоненте в школьной программе, помните, тогда включали занятия по культуре Урала. Сейчас это убрали. А куда придём с новыми «модульными» программами, я не знаю.

Глобальных ремесленных выставок у нас не проходит, но бывают промышленные выставки, выставки вооружениая в Тагиле – там мастерам стараются бесплатные места предоставлять. А бывает так: звонят. – хотите во Францию, представлять Россию на такой-то выставке? – Конечно, хотим! – Отлично, только один нюанс: за свой счёт… – Нет, не хотим.

Круглый стол мастеров-Жукова Алла

Алла Жукова

Вышивка, Калининград

Я полной картиной не владею, знаю, что когда-то Всероссийский дом народного творчества подтолкнул наших, чтобы они собирали мастеров для участия в московских фестивалях. В 2009 году я таким образом попала на «Русь мастеровую», потом «Русское поле», другие мероприятия. Какое-то развитие идёт, вот, молодой губернатор пришёл, собрал комитет по культуре, дома творчества. Я уже в прошлом году могла съездить на «МИР Сибири», но не получилось со временем. А в этом году прихожу – всё, говорят, разнарядки нет. Низкий поклон министерству культуры Красноярского края, который написал письмо нашему министру, дому народного творчества – и процесс пошёл. И вот помогли, я приехала.

Круглый стол мастеров-Спехова Ольга

Ольга Спехова

текстиль, деревня Кондратово, Пермский край

– Я буду, скорее всего, как одиночный мастер рассказывать, что мы видим, что мы не видим. У нас есть Пермский дом народного творчества «Губерния», который считается одним из лучших домов народного творчества. Я бы сказала, что он занимается массовой поп-культурой – «59 фестивалей 59 региона» и всё прочее. Функции поддержки мастеров у него нет. Они, вроде как, должны мониторить мастеров, но что дальше с этой информацией делать – не знают. Единственное, у нас введено уже давно звание народного мастера Пермского края. И 10 человек ежегодно получают это звание и премию, ту самую, 50 тысяч рублей. Вначале, действительно, все мастера получили. А теперь уже и тех, кто мышек каких-то делает, кошечек, декупаж… В моей семье два народных мастера: я занимаюсь текстилем, муж – резьбой по дереву. В крае есть ещё одна такая семья, и мы с ними дружим.

Также у нас весной проводят Пермскую ярмарку народных промыслов. Каждому району министерство культуры оплачивает стенд 10 метров. Туда, извините, как в братскую могилу 20-30 мастеров пытаются впихнуть. Всё остальное – за свой счёт. Мы два раза брали стенд с мужем. Но заплатив 18 тысяч за 6 метров – мы окупаем только эту аренду. Перед каждой этой выставкой я говорю мужу: может, просто выкинем товар на 18 тысяч – и не будем тратить столько сил.

Есть ещё «Ладья», на которую Пермский дом народного творчества ездит, и он берёт у нас наши работы. Вот на «Ладью» мы практически молимся: только бы ДНТ поехал на «Ладью»: тогда мы не тратимся ни на проезд, ни на аренду, ни на проживание. Потому что потянуть 40 тысяч за стенд 4 метра там – это нереально. ДНТ какой-то процент себе оставляет, а остальное – наш заработок.

Насчёт грантов – не знаю. Я довольно много общаюсь с мастерами и не знаю, чтобы кто-то какой-то грант взял. Я полагаю, что они есть, но как-то до нас это не доходит.

У нас ещё есть Коми-Пермяцкий автономный округ, и у них есть центр, в чьи функции входит поддержка мастеров. Им дали здание бывшего училища. У них есть ткацкая мастерская, пытаются развивать набойную мастерскую, бересту, гончарку. На их же базе по гранту отрылись мастерские для людей с ограниченными возможностями. Они приезжают к нам, привозят, показывают, мы к ним ездим.

Круглый стол мастеров-Студия Индиго

Юлия Пискунова

Студия художественного витража «Индиго», г. Новосибирск

Я полной картины не имею, работаю сама. Власть мне никак не помогала пока. Скажу, что знаю. Буквально в этом году у нас новшество: Сибирский Арбат. Перекрывают улицу в центре города и с ремесленников не берут денег за аренду. По-моему, плата берётся в виде 10% дохода, но многие пишут в мэрию заявку, и их вообще освобождают от оплаты. Единственное условие – нужно иметь собственную палатку. Есть и частные инициативы: например, недалеко от города открылся крупный частный парк – МИРА-парк и там проводился конкурс на лучший арт-объект. Мы стали лауреатами с огромным пятиметровым калейдоскопом.

Буквально за неделю до поездки сюда я ездила в командировку на Иссык-Куль, культурный центр под открытым небом Рух-Ордо. Там проходил грандиозный конкурс, который охватывал многие стороны прикладного искусства: скульптуру, традиционные головные уборы, работы с тканью, керамикой, мозаика. Мне было просто радостно за киргизскую нацию, видя такое отношение к искусству. Победители, опять же, оставляют свои работы там – чем не идея для МИРа Сибири?

 Новосибирские мастера довольно самоорганизованные – собираются по 30-40 человек и выезжают на мероприятия в другие города.

Круглый стол мастеров-Юлия Пискунова, Индиго
Рассказывает Юлия Пискунова, Новосибирск
Круглый стол мастеров-Гунина Анна

Анна Гунина

Художественная роспись по дереву, Алтайский край

Круглый стол мастеров-Гунина Анна рассказывает
Анна Гунина

Когда-то, 10 лет назад, мы втроём, ещё не народные мастера Алтая, решили создать общественную организацию ремесленников. Нас поддержал губернатор и сказал: «топайте и лопайте». Мы разработали положение о народных мастерах края, депутаты всё это приняли. Выбирают в народные мастера не больше пяти человек в год, каждому премия 50 тысяч рублей. Вначале действительно было по пять человек. А сейчас – по два-три, выбираем же строго. В городе у нас 30 мастеров, около 15 – в сёлах. Мы когда ездим по краю, стараемся узнать мастеров, пригласить, чтобы люди росли. Ищем людей с, что называется, даром божьим, своей изюминкой. Нас не интересует их коммерческий успех, предпринимательство.

Понимаете, есть большая разница – мастер и ремесленник. Ремесленник – это тот человек, который делает на повседневку. Вот они магнитики, вещички, которые никакой художественной ценности не представляют. А мастер… Я в жизни не буду делать вот это, чтобы кусок хлеба заработать. Я лучше пойду полы помою. Я свой труд уважаю и уважаю тех людей, которые покупают мои изделия. Иначе уподобимся скоро китайцам – тяп-ляп – и на прилавок. Лишь бы деньги были. Когда вот сюда рубль встаёт – вылетает всё – и душа, и мозг, и всё на свете.

[реплики: – Нужно отдать должное – любой мастер начинается с ремесленника… – Кушать хочется, но можно заработать ещё как-то… – Мы по себестоимости Китай не переплюнем…]

Вы знаете, мы мастер-классы даём, а китайцы их берут – уж очень они любят это дело. Шибко шустрые.

5 миллионов в этом году выделено на закуп для музеев – там и союз художников, и народные мастера. С министерством культуры краевым работаем очень хорошо, они нас всегда поддержат, дорогу оплатят, проживание. Здесь ещё такой хороший момент: министерство культуры работает с отделом международных отношений. Обычно как – вот едет делегация в Китай, и нас с ними посылают [все смеются – «обычно!»], та сторона оплачивает.

Получаем уже второй год грант по 100 тысяч на работу в алтайских сёлах – выставки, до 500 мастер-классов – всё бесплатно. У нас же Алтай – сельская местность. Всего 7 городов. А площадь огромная. Там такие есть задворки. И мы едем, пять человек нас мастеров. Министерство оплачивает проезд, если принимающая сторона нас не кормит не поит – значит нам оплачивают и проживание. Вы знаете, я после этих поездок приезжаю – у меня крылья за спиной. Потому что глаза детей, которых ты видишь… Там совершенно другой народ. Я беру с собой 100 матрёшек для росписи – и мне не хватает. Потому что стоят детки – говорят, «А можно я»? – и никому не откажешь.

Наша общественная организация получила здание на Красноармейском, 14, он на балансе министерства культуры. Сейчас они там затеяли ремонт, проект-то шикарный, но мы с таким больным сердцем на это смотрим – нас же сейчас расселять будут на время, а как же рабочий процесс остановить!

Круглый стол мастеров-Галина Бугаева

Галина Алексеевна Бугаева

Директор историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское»

Во-первых, у меня родилась спонтанная идея – приглашаю всех продолжить обсуждение в нашей деревенской избе, с чаем, с блинами. Во-вторых, Анна Николаевна, вам повезло с губернатором. Вообще правильно здесь говорили – всё зависит от человека. Губернатор он, или мастер. Вот здесь, на этом месте 15 лет назад сидел скромный парень Андрей Александрович Катаев. У него была туристическая фирма «Саянское кольцо» и он задумал организовать ежегодный фестиваль этнической музыки в Шушенском. Вот здесь он и встретился с нашим любимым губернатором Александром Геннадьевичем Хлопониным. Хлопонин так сомнительно посмотрел – он же не сразу всё на веру принимает – потом говорит Андрею: «Поедешь со мной по пути до Красноярска, всё мне расскажешь». И отсюда пошёл наш фестиваль. А Андрей сейчас переехал в Новгород, развивает новые туристические маршруты, отстраивает усадьбу Муравьёва-Апостола, декабриста. То есть, если у человека здесь [показывает на голову] есть – всё получится, хоть в Сибири, хоть в Новгороде.


Круглый стол мастеров-Чаепитие

Круглый стол переместился в уютную избу, и мастера ещё долго пили чай, рассказывали друг другу истории из своей кочевой жизни, пытались подкупить членов жюри обещаниями истопить баню и спорили о роли коммерции в творчестве. Ругали и хвалили свои министерства и управления. Среди этих творческих, одухотворённых людей не было одного – уныния. Всё получится. Ȫ

статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *