Сетевой журнал «О.ру»

Четыре удара волшебного посоха

Как включить волшебство и зарядиться «новогодием»: советы профессионалов

Новосибирск

Вот и отгремели новогодние праздники. Не находятся больше подарки под ёлками, не искрятся гирлянды и бенгальские огни. Мы погрузились в работу, в учёбу, и все впечатления как бы немножко поблёкли. Но ведь было волшебство! – и принесли его нам и нашим детям Дед Мороз и Снегурочка. А откуда они взяли волшебство? Где учат на волшебников? Мы побеседовали с участниками, членами жюри и организаторами Всероссийского съезда Дедов Морозов и Снегурочек, который ежегодно, в этом году уже в тринадцатый раз, проводится в декабре в Ханты-Мансийске.

«Очень хорошо, что конкурс проводится в декабре, – рассказывает Анастасия Захарова, Лучшая Снегурочка 2019 года, – мы все заряжаемся «новогодьем», делимся опытом и получаем – я это так называю – «творческий пинок», а потом летим заряженные в свои города, настроенные на дальнейшую сказочную работу. Вы спрашиваете про факторы успеха в конкурсе. Мы уже много лет ездим с Дедушкой Морозом на съезд в Ханты, и моё отношение и понимание этого конкурса сильно изменились. По началу, не хочется даже признаваться, очень хотелось именно победы, диплома. Стоишь на награждении и ждёшь: назовут или не назовут твою фамилию. Однажды получила просто диплом участника, и потом, когда поняла, что моя новая программа и мой новый образ не произвели никакого впечатления на детское жюри – так стало горько – ревела как маленький обидевшийся ребёнок. Хотелось просто всё бросить. Ну а мысли материальны – ушла в декрет и сделала передышку. И вот, то ли это связано с рождением ребёнка, то ли ещё с чем-то, но всё поменялось. Я поняла, что с таким настроем лучше на конкурс сразу не ездить.

Пожалуй, это главный секрет: мы, волшебники, приезжаем дарить праздник, а не получать призы. Интересно: в этот раз на вручении я даже не поняла, что это мою фамилию назвали. Меня мой Дед Мороз подпихивает: «Настя, это же тебя вызывают!»»

Анастасия Захарова, Лучшая Снегурочка России 2019 года
Анастасия Захарова, Лучшая Снегурочка России 2019 года

Помимо этого главного секрета, наши собеседники поделились и другими интересными замечаниями по поводу участия в конкурсе волшебников. Можно разделить их на четыре группы, четыре удара волшебного посоха: режиссура, образ, работа с аудиторией и предварительная подготовка.


Итак, РЕЖИССУРА. Первое, о чём с вами заговорит любой настоящий Дед Мороз, это «сбережение сказки». Важно не разрушить детские ожидания новогоднего чуда своим выступлением, найти баланс между инновациями, «приколами» и традицией. Как создать эффект сказочности? У Деда Мороза Анатолия Лупашко всегда в запасе чудеса, сделанные собственными руками, например, волшебная шкатулка, в которой хранятся огонёчки, чтобы зажечь ёлку. И это не набор фокусника из ближайшего гипермаркета, это не новогодний ширпотреб.

Дед Мороз Андрей Веремеенко считает, что какая бы разудалая новогодняя программа ни была, уход Деда Мороза должен быть лирическим – это возвращает в программу нотку волшебства. Естественно, недопустимы пошлость, нецензурные выражения – в какой бы аудитории вы ни работали.

Другой важный момент: сохранение самобытности русских новогодних персонажей. Дед Мороз не должен становиться похожим на Санта Клауса или аниматора. Конечно, он интересуется современной жизнью – и гаджетами, и спиннерами, и рэпом – но всегда нужно уметь вернуть его в родную сказочную стихию, откуда он приходит и куда уходит.

Режиссёр «Театра Охочих комедиантов» Владислав Владимирович Панфилов считает, что привычные сценарии детских новогодних утренников, когда всю работу выполняют вспомогательные персонажи – Баба Яга, Кощей бессмертный, зайчики и так далее, и только затем появляется Снегурочка, а Дед Мороз так и вообще появляется ближе к концу – что такое развитие представления не соответствует детским ожиданиям. Ведь именно Дед Мороз и Снегурочка в Новый год – самые ожидаемые гости. Дети попросту не успевают насладиться чудом. Они ошеломлены их появлением, но не успевают ни поговорить со Снегурочкой, ни подержаться за холодную руку Деда Мороза и посмотреть в его добрые глаза. Деда Мороза и Снегурочки должно быть больше.

Лупашко Анатолий 2
Дед “Анатолий Лупашко” Мороз

Специфика любого представления – в наличии внутреннего напряжения, конфликта; программа не должна быть слишком «ровной». Конечно, нельзя детей запугивать, но попугать, привнести элемент приключения – можно.

Принцип построения детских программ отличается от взрослых в первую очередь тем, что в них делается больший упор на сюжетную линию: так детям удобнее. Если это программа для семейного посещения, когда всё внимание Деда Мороза и Снегурочки сконцентрировано на одном-двух ребятишках, нужно постараться, чтобы она была не очень интенсивная, иначе дети могут устать и даже потерять доверие к сказочным гостям. При подготовке к конкурсу нужно уделить особое внимание таймингу – ведь на программу даётся всего 15 минут. Все элементы должны укладываться в отмеренное им время, не должно быть «затянутых» элементов. Так, Анастасия во время своих обычных представлений всегда дарит детишкам маленькие индивидуальные подарочки. Но на конкурсе этот милый элемент «тормозит» всё представление, вносит в него нежелательную сумятицу.

Если в представлении как-то задействованы дети, то нужно учитывать их возможности – было бы ошибкой давать им непосильные задачи, например, организовать своих сверстников на игру. Для них это излишний стресс и просто не по возрасту.

Если в представлении используется трудоёмкий или громоздкий реквизит, то стоит подумать над тем, чтобы он был использован по максимуму. Анастасия рассказывает: «На одно из представлений я придумала, как мне казалось, смешную сценку – зайчик тянет морковку, а оказывается, что это целая бесконечная гирлянда морковок. Наши художники делали её 2 недели – получилась гигантская четырёхметровая яркая гирлянда, которая побыла на сцене… всего несколько секунд. Это ошибка. Нужно было подключить деток, чтобы они помогали зайчику тянуть морковки, можно было придумать ещё какую-нибудь игру. Так они были бы увлечены программой ещё больше».


Теперь поговорим о РАБОТЕ С АУДИТОРИЕЙ. Считается, что если среди детей человек 10, даже 5 «зевают» – программа уже наполовину не удалась. Дед Мороз и Снегурочка должны иметь в своём арсенале готовые приёмы, фишки для вовлечения в общую игровую задачу всей аудитории, для удержания её внимания. Также нельзя долго работать только с определёнными людьми – нужно подключать весь зал.

Очень важно подобрать игры и развлечения, соответствующие количеству людей в зале – иные игры хороши для небольшого количества людей, но для больших групп – превращаются в сумбур или затягивают время. И наоборот, в некоторых играх необходимо ощущение весёлой кутерьмы, а её не создашь, если у тебя всего пять-десять детей.

Андрей Веремеенко
Андрей Веремеенко

Андрей Веремеенко уточняет: на взрослых корпоративах совершенно естественно проходят детские игры, ведь взрослые тоже любят и подурачиться, и вспомнить себя маленькими. А вот многие, что называется, «взрослые» игры – с переодеваниями и подобные – смотрятся неестественно на новогоднем корпоративе.

Конечно, акцент здесь стоит делать на играх и танцах с зимней атрибутикой: варежки, валенки, шарфики, снежки и подобных.

Важный момент в работе с детьми – чувствовать их психологическое состояние, можно ли к тому или иному ребёнку обратиться, не напугав, дотронуться до него.

Как и в любом артистическом деле, выход Деда Мороза и Снегурочки – это большой риск, это постоянная готовность к экспромту, к подстройке программы в зависимости от аудитории, это требует способности быстро принимать решения и незаметно для окружающих решать сценические проблемы.

Наталья Борисовна Муромцева, член жюри Съезда Дедов Морозов и Снегурочек, преподаватель курсов повышения квалификации при Тверском колледже культуры, режиссер МБУ Досуговый центр «Мир» и член оргкомитета Международной Школы Ведущих детских праздников суммирует: «Если Дед Мороз и Снегурочка претендуют в конкурсе на звание “мастер-игровик”, то они обязательно должны знать особенности возраста своих зрителей, их игровой материал должен быть самобытным, интересным и тщательно выстроенным, они должны знать основы сценарного мастерства и мастерства ведущего, игровые приёмы, должны уметь держать внимание зрителей-участников программы».


СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. Здесь нужно всегда помнить, что Дед Мороз и Снегурочка – не проходные персонажи, а настоящее волшебство. Категорически нельзя выходить из образа даже за пределами зала, где вас могут увидеть. Нельзя смотреть телефон, тем более курить или выпивать – вопреки сложившемуся стереотипу.

Александр Скавыш советует приходить только пешком, по снегу, а не подъезжать на такси. Очень важна корректная работа с гримом, с париком. Борода – это первое, что дети пытаются проверить на «настоящесть».

Скавыш-ава
Александр Скавыш, Лучший Дед Мороз России 2019 года

Костюм должен быть новым, свежим, а не с запахом сундука. Он должен быть удобным, позволяющим вам активно двигаться, и при этом отражать дух персонажа: доброго дедушки и его внучки (Анастасия рассказывала, что один из её костюмов больше напоминал костюм Снежной Королевы, и Владислав Владимирович объяснил ей эту ошибку).

Наталья Борисовна советует: «Наши герои не должны быть холодными, напыщенными, слишком богато одетыми, или, наоборот, в несуразных костюмах, с ярко-красным гримом и косматой неряшливой бородой, с грозным голосом Деда Мороза или “фотомодельной” подачей Снегурочки. Пусть Дед Мороз будет Дедушкой, с добрыми глазами и голосом, к которому ребенку захочется подойти и поговорить, а Снегурочка – озорной девчушкой/девушкой, подружкой детей, с которой весело и интересно. Даже если они не виртуозные игровики, но искренние и общительные – в них поверят.

К сожалению, многие считают, что работа Деда Мороза и Снегурочки – дело нехитрое. Стандартный костюм, стихи, пара “нафталиновых” игр – и можно зарабатывать деньги. Поэтому мы так часто и видим эти непонятные “полуфабрикаты” сказочников: страшных, косматых личностей-дедов, с наигранным голосом и непониманием своей функции на празднике, и пожилых или “неприступных” Снегурочек, несущих себя не видя детей. Учитесь, Волшебники, работайте над собой и дарите людям настоящую сказку!»

Обязательным атрибутом образа новогодних волшебников является правильная речь, даже если они пришли к молодёжной аудитории. Там, откуда приходят Дед Мороз и Снегурочка, не говорят на сленге. При работе с маленькими детьми нужно особенно тщательно подбирать интонации, чтобы не испугать их. Также, речь должна быть свободной: профессиональные актёры подчёркивают: свой сценический ход знать, несомненно, нужно, но говорить только заученные слова неправильно.

Что касается других персонажей представления, то у каждого из них должна быть своя характерная, запоминающаяся особенность. Она, кстати, не обязательно должна быть «характерной» для данного персонажа. Анастасия со смехом рассказывает, как в одном из их представлений белочка оказалась Кибер-Белкой – злой, просто бешеной. Она говорила через специальный прибор, который изменял её голос, делал его ужасным. Дети были покорены, а жюри поинтересовалось: «Что вы там кури… – Отставить! – делали, когда такие сценарии писали?!» Анастасия считает: простое повторение мультяшных героев уже не так интересно детям. «Мы всегда пытаемся играть с характером, с формой персонажа – те же зайцы у нас были с такими надутыми бёдрами – немножко нелепые, но оттого очень смешные».


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. Первое, чему учат в школах волшебников – это то, что волшебство нужно готовить. Нужно быть с аудиторией на одной волне, вне зависимости от возраста. Знать, что смотрят, слушают, читают, в какие игры играют. Александр Скавыш всегда заранее узнаёт какие-то индивидуальные истории про детей, к которым идёт. Анастасия рекомендует перед поездкой на конкурс «обкатать» программу со своими знакомыми детьми, чтобы посмотреть, какие ходы «зайдут», какие окажутся менее удачными. Перед поездкой можно провести мозговой штурм – подумать, что теоретически может пойти не так, и как от этого застраховаться.

В завершение хочется сказать всем начинающим Волшебникам: не бойтесь ошибаться! Без ошибок нет развития. Если вы участвуете в конкурсе – не делайте это для жюри. Наверное, большинству подойдёт совет Снегурочки Насти Захаровой: не думать о победе, а думать о детях, которые вокруг тебя здесь и сейчас. Если их глаза светятся радостью – это и есть настоящая победа. Ȫ

статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *