Сетевой журнал «О.ру»

Надежда Баринова: В поиске недостающих деталей

“Народный костюм – необыкновенно увлекательная работа, она объединяет все навыки, здесь нужно учиться, учиться и ещё раз учиться, а это требует времени и самоотдачи. В первую очередь на поиск информации – в книгах, научных статьях, у других мастеров, в фондах музеев, в этнографических экспедициях”.

Новосибирск

Древняя тверская земля пронизана токами истории. Народы и эпохи встают перед взором внимательного её исследователя. Сюда, в дремучие леса верховьев Волги проникали славянские племена кривичей, среди озёр и болот севера поселялись словене, ассимилируя автохтонное балтское и финно-угорское население, по этой земле прокатывались колонизационные волны, ведомые южнославянскими князьями, проносились войска противоборствующих княжеств и кочевников, через Тверь были связаны две столицы Империи. Неудивительно, что так пестра и многолика традиционная культура тверской земли, что так много таит она в себе загадок. Изучению этого наследия посвящает свою жизнь тверичанка Надежда Евгеньевна Баринова – мастер народного костюма, лауреат Премии Губернатора Тверской области, заведующий сектором изобразительного и декоративно-прикладного творчества Музейно-выставочного центра им. Л. Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества.

Баринова Надежда вышивка
Баринова Надежда Евгеньевна

Надежда Евгеньевна неоднократно представляла Тверскую область на всероссийских конкурсах и фестивалях, таких как «Русь мастеровая» (г. Москва), «Пёстрые нити» (г. Петрозаводск), «Кросна» (г. Ижевск), она – многократный победитель Всероссийского конкурса «Русский костюм на рубеже эпох» (г. Ярославль). В этом году Надежда Евгеньевна стала победительницей мастерового конкурса в рамках международного фестиваля этнической музыки и ремёсел «МИР Сибири». Непростой оказалась дорога к Гран-При фестиваля – бронзовой чаше «МИРА». В 2015 году тверская мастерица уже пробовала свои силы в Шушенском, но тогда удача улыбнулась мастеру художественной обработки кости из г. Дудинка Николаю Киргизову. Не многим удаётся повторно пройти конкурсный отбор – если в 2015 году Надежда Евгеньевна представляла вышивку (полотенца, головные уборы, костюмы), то в этот раз мастерица участвовала в номинации «народный костюм» и привезла две новые коллекции: шесть праздничных костюмов Тверской области и около 30 тканых поясов. Это максимально достоверно изготовленные реплики по образцам из фондов музеев Тверской области. Были представлены женские костюмы Бежецкого, Бельского, Жарковского, Нелидовского и Конаковского районов, а также мужской костюм Весьегонского района.

В путевых заметках журналиста «Народного творчества», командированного на «МИР Сибири» (в 2015 году журнал был информационным партнёром фестиваля), об экспозиции Бариновой Н.Е. записано:

Баринова-традиционные пояса

«Смотришь на эту красоту и невольно подпадаешь под очарование некой древней силы, письмена орнаментов определённо что-то говорят нам из глубины веков, но мы можем лишь смутно догадываться о смысле этого послания...

…И кажется, что эта красивая, со спокойным лучистым взглядом женщина – не просто мастерица или заведующий сектором. Для той, кто смогла так подчинить себе материю, в чьих руках лён, хлопок, шерсть превращаются в зримый смысл русского бытия – нужно искать другое слово. А вот смысл поясов-словок радует своей непосредственностью и жизнерадостностью: например, на поясе-словке Торопецкого района Тверской области читаем: «Если любишь не стыдись любовь открой ане любишь откажись моё сердце успокой люблю я тебя как ангел бога», на поясе из Весьегонского района: «Кого люблю того дарю». Есть в этом женском ремесле, в этих девичьих словах, в этой готовности одарить – но только по любви – что-то всепобеждающе женское, что одно только и заставляет мужчину возвращаться снова и снова домой – на родину, к истокам, к той, чьи руки и лучистые глаза – навсегда. Здесь, в Шушенском, особо остро ощущаешь, что все эти люди, раз в год собирающиеся вместе – не просто здесь работают или развлекаются. Есть ещё одно измерение фестиваля, его душа, если хотите: это – встреча очарованных странников».

Теперь мы с радостью представляем интервью, данное Надеждой Евгеньевной для нашего журнала:

– Надежда Евгеньевна, что привело Вас к ремеслу, какие события в жизни повлияли на Ваш творческий путь?

– С чего всё началось? Пожалуй, с работы в детском фольклорном ансамбле «Ладушки», а, может, с народной песни. Я тогда была студенткой музыкального училища, был у нас предмет под названием «Народное творчество», понятно, что творчество народно-песенное: жанры, интонационная природа, использование интонаций народной песни композиторами… Вела этот предмет Наталья Алексеевна Балашова. У нас был фольклорный ансамбль и даже фольклорная экспедиция – первое погружение в традиционную культуру. Тогда же был первый опыт пошива сарафана. Мой сарафан был «в грушку» – из набивной ткани, на тёмно-синем фоне которой были мелкие груши. Конечно, тогда никто понятия не имел о необходимости ношения пояса, вместо рубахи – белая блузка. Это сейчас даже представить смешно, но всё-таки с этого всё началось.

Потом был детский фольклорный ансамбль в общеобразовательной школе с. Мокшино Конаковского района Тверской области. Руководитель ансамбля – Дубинина Алина Алексеевна, мы дружим уже почти 30 лет, постоянно поддерживая друг друга в творческих планах и их реализации. Постепенно от костюмов, списанных из Дома культуры, переходили к собственным, что-то шили, что-то вышивали. Потом был период рождения сына, переезда в г. Тверь, обживания на новом месте. Работала в средней школе учителем музыки. Снова в жизни появились «Ладушки», когда я привезла туда заниматься своего 6-летнего сына. И вот тогда, весной, Алина Алексеевна посадила нас (меня и хореографа) и сказала, что летом мы втроём идём поступать в филиал Государственной академии славянской культуры (ГАСК). Вот там, за годы обучения, я постепенно из музыканта превратилась в прикладника. Участие в фольклорном ансамбле предполагает наличие народного костюма, на этот раз не какого-нибудь, а правильного, соответствующего традиции. Работа над первой серьёзной репликой народного костюма началась с экспедиции в Торжокский район, где в музее сельского Дома культуры сохранилась великолепная рубаха, с которой удалось подробно поработать: снять мерки, сфотографировать швы, сделать описание. В соседней деревне такая же работа была проделана с сарафаном, а в фондах музея получены материалы по торжокскому повойнику. Через полгода получился первый замечательный результат. После обучения я осталась в академии и три года преподавала предметы «художественный текстиль» (вышивка, ткачество), «народный костюм» и «народная игрушка», благо открылась кафедра декоративно-прикладного творчества.

Баринова-обучение ткачеству поясов

– Вообще, в народном творчестве очень важно комплексное, последовательное, методически выверенное образование…

– Да, и это касается не только костюма, но и музыки.

Современное музыкальное образование строится от классической мажорно-минорной ладовой системы, присущей академическому искусству. А ведь музыкально-ладовые представления ребёнка – ещё «чистая страница». Если с самого начала начертать на ней в качестве отправной точки классическую мажоро-минорную систему, то все другие лады и звукоряды, включая родной фольклор, неизбежно будут казаться слуху чем-то чужеродным.

Последовательность обучения музыкальному языку должна быть, на мой взгляд, обратной: на народной основе надстраивать, если понадобится, другие системы. Иначе новые поколения оказываются отчуждёнными от форм самовыражения средствами традиционной народной культуры, а в отношении академической культуры, в лучшем случае, проявляют себя пассивными потребителями.

Преподавательской деятельностью я продолжаю заниматься постоянно. Преподаю декоративно-прикладное творчество в фольклорном ансамбле для детей, вместе с родителями шьём костюмы. В Музейно-выставочном центре им. Лизы Чайкиной веду циклы мастер-классов для специалистов области по народному костюму и по ткачеству на ткацком стане; для детей – занятия по глиняной игрушке. Помимо этого проводятся выездные мастер-классы в муниципальных образованиях области. Конечно, очень горжусь своими воспитанниками, в числе которых мой сын, Баринов Павел, воспитанник детского образцового фольклорного ансамбля «Ладушки» МОУ СОШ № 20. По предмету декоративно-прикладное творчество (преподаватель – Баринова Н.Е) он стал лауреатом Всероссийских фестивалей «Хоровод традиций», «Адрес детства – Россия», «Псковские жемчужины», президентской премии поддержки талантливой молодежи. Павел занимается ткачеством поясов, изготовлением традиционного ольхового рога. Как и другие участники ансамбля, он осваивает традиционную культуру в комплексе: фольклорный ансамбль, народная хореография, народное декоративно-прикладное творчество, народные инструменты, фольклорные экспедиции.

Баринова-коллектив

– А кто приучил Вас к рукоделию?

– Бабушка, Иванова Мария Павловна, 1914 г.р.: я не ходила в детский сад, поэтому крутилась возле неё. Между делом она научила косить, жать серпом, вязать веники, вязать спицами и крючком, вышивать крестиком… А ещё в семье была традиция делать подарки своими руками. Помню, маме платочки на 8 марта я вышивала с папой: он показывал какой-нибудь шов (петельный, узелковый или стебельчатый), а я рисовала на ткани картинку и вышивала её. Это было в пос. Новозавидовский Конаковского района Тверской области, куда семья переехала из Джамбула, что в южном Казахстане, когда мне было 3 года. Так что родиной я считаю Тверскую область, хотя до этого родители поездили по комсомольским стройкам – жили и в Сибири, и в Казахстане. Видя моё увлечение, отец сделал мне удобные раздвижные пяльцы для вышивки, я ими и сейчас пользуюсь.

– Ма́стера отличает инструмент. Какие Ваши предпочтения?

– Вы знаете, об инструментах и истории их приобретения можно рассказывать бесконечно… Продолжая о пяльцах – удобными оказались также круглые деревянные пяльцы без замка, такие выпускали в старые советские времена. Выбор инструмента зависит от удобства его использования в той или иной технологии. На работе, в Музейно-выставочном центре, у меня шведский ткацкий станок – удобный, компактный, но для браного ткачества удобнее оказался старый деревенский, который стоит дома. Бёрда для станка привезла из Индии. Современная жизнь дает возможность использовать современные материалы. Так, ткачество на дощечках удобнее с помощью тонких пластиковых: они легче и тоньше традиционных деревянных (сравните 20 дощечек из дерева толщиной 3 мм или такое же количество толщиной 0,5 мм). Удобство инструментов увеличивает скорость работы.

С другой стороны, зачастую не нужно изобретать новое, а нужно найти утерянное старое: гениальное – просто, если не получается просто – значит, утеряна технология.

Например, когда я разрабатывала ведновскую строчку как объект нематериального культурного наследия Тверской области, то попробовала вышивать так же, как участники промысла, обрезанной иглой, результат – потрясающий.

– Вы предпочитаете аутентичные технологии швейным машинкам и прочему электроинструменту?

– Да, это основной принцип работы. Костюмы, представленные на фестивале «МИР Сибири» сшиты вручную (не говоря о вышивке и ткачестве). Народный костюм – необыкновенно увлекательная работа, она объединяет все навыки, здесь нужно учиться, учиться и ещё раз учиться, а это требует времени и самоотдачи. В первую очередь на поиск информации – в книгах, научных статьях, у других мастеров, в фондах музеев, в этнографических экспедициях. Экспедиционные и фондовые находки зачастую представляют собой определенные загадки с точки зрения использованных технологий. Ответы приходится искать – самостоятельно, в литературе, у мастеров, через интернет. Это творческая работа.

– Для творчества необходимо вдохновение. Как у Вас рождается желание взяться за новую работу?

– Вдохновение приходит от деталей. Когда я вижу новую (в смысле, старинную) рубаху с какой-то деталью, которую я еще не делала, или мне дают образец на время для работы, или попадается какая-то деталь – часть целого, и моя задача это целое воссоздать – тогда во мне включается исследователь и мастер – и возникает желание работать. Очень важно здесь общение с мастерами. В области вышивки для меня большим авторитетом является Лидия Васильевна Веткина из Мари Эл. Это удивительный человек, и её техника тоже удивительна: она занимается марийской вышивкой с изнанки, так её научила мама. Кстати, она помогла мне разгадать загадку вышивки на очельях тверских сорок (женского головного убора). На наших сороках, вышитых косой стёжкой (это счётная техника), на лицевой стороне располагался кумач, а с изнанки пришивался холст, по которому и шёл счёт вышивки, поэтому наши сороки вышивались с изнанки. Мы с Лидией Васильевной встречались несколько раз, я освоила такую вышивку и сделала несколько сорок.

– Вы с Лидией Васильевной оказались в числе пяти лучших вышивальщиц России, отобранных Государственным Российским Домом народного творчества для участия в международной программе обмена для мастеров-ремесленников из стран БРИКС.

– Да, в сентябре прошлого года мы посетили Индийский институт прикладного искусства и дизайна в городе Джайпур («Народное творчество» писал об этом). Получилось так, что мы представляли разные народы, живущие в России. Когда мы вышли в национальных костюмах: русских, марийском, удмуртском, карельском – все были потрясены этой красотой. Я не только показывала, но и училась технике иностранных мастеров. Сейчас у меня есть задумка научиться пришивать пайетки и бисер крючком, как в Индии.

– Часто посещаете фестивали и выставки?

– Довольно часто. И в составе фольклорного коллектива, и как мастер-прикладник. Хорошо, что на таких фестивалях, как «МИР Сибири», встречаются коллективы в подлинных костюмах: можно подойти, потрогать, посмотреть изнанку, сфотографировать. И для меня, как музыканта-фольклориста – это очень интересный фестиваль. Он настолько разноплановый, поднимает все пласты и направления этнической музыки. Здесь можно услышать и бережное отношение к аутентичной традиции, и смелые находки, и совершенно современные интерпретации, импровизационные находки.

Баринова-с мастерами на конкурсе МИР Сибири 2015
Номинанты и организаторы мастерового конкурса фестиваля «МИР Сибири»-2015
Баринова-Надежда-на МИРе Сибири 2015
Надежда Баринова представляет свою экспозицию жюри конкурса “МИР Сибири”

Я очень ценю встречи и общение с такими мастерами народного костюма как «Русские начала» из Москвы или «Параскева» из Санкт-Петербурга, с мастерами-ткачами из Удмуртии, такими как Ядыгарова Альбина Вениаминовна, которая более 20 лет назад занялась возрождением традиционного ткачества, и сейчас вся Россия видит замечательный результат. В нашей области ткачество – ремесло, которое требует возрождения. Поэтому с моей стороны идёт большая работа по пропаганде и обучению ткачеству поясов и на ткацком стане.

– Прекрасные вещи, которые Вы создаёте – предназначены для продажи?

– Я не умею работать на продажу. Это хобби. Как только начинается работа на продажу, меняется отношение к традиции. Нужно сделать много и дёшево, и быстро… Вещи перестают быть «тёплыми», т.к. у мастера уже другое отношение к делу. Чем я занимаюсь профессионально, так это обучением традиционным технологиям, чтобы интересующиеся могли сами сделать себе изделие.

– Бывает ли, что Вы отходите от канонов ремесла и пускаетесь в эксперименты?

– Если я делаю реплику – то это максимальное копирование источника, тщательный подбор материалов, хотя материалы я использую современные, доступные в магазине, но, по возможности, близкие к копируемому оригиналу. Есть специализированные магазины в Москве и интернет магазины (например, «Сделано в традиции»). Также приходится увеличивать размер изделий (если это костюм) до размеров современного человека. Это что касается реплик. Но традиция не будет жить без такого приёма, как варьирование. Можно создавать новые образцы, оставаясь в рамках конкретной локальной традиции, придерживаясь её определенных художественно-стилистических особенностей. Главное – не менять технологию изготовления. К примеру, изучив несколько образцов традиционных фартуков в Бельском музее, мы выделили определённые стилистические особенности декора (ширина, наличие оборки, месторасположение вышивки, использование кружева, декоративные строчки, расположение складок и др.), далее были сделаны реплики музейных образцов и уже потом – фартуки, соответствующие стилистике данной локальной традиции. Бывает так, что сама локальная традиция представляет собой смесь разных традиций. Так, у меня в планах есть создание реплики костюма Весьегонского района Тверской области, соответственно, не обойтись без изучения взаимопроникновения карельской и русской культур.

Отход от традиции я использую в современной жизни: использую традиционные технологии в современных изделиях, использую детали (типа сумочек, поясов) в одежде. Поскольку я работаю с детьми, то момент наглядного примера, «заражения» очень важен.

– По ходу интервью открывались всё новые стороны Вашей творческой деятельности, детали складывались в целое – как Вы его назовёте, что есть круг Ваших творческих интересов?

– Круг моих интересов – традиционная народная культура в полижанровости её проявлений. Это кладезь мудрости, которую нужно иногда просто поднять на поверхность.

Баринова Надежда-вышивка на ярмарке

В деревне любой человек умел делать всё. Что-то лучше, что-то хуже. Вот и я – умею петь, играть на музыкальных инструментах, работать с глиной, берестой, соломкой, делать кукол, шить, вязать, вышивать, ткать… всё, что должна уметь женщина. Но основные увлечения, конечно – вышивка, ткачество и народный костюм.

Дипломную работу я писала по вышивке в целом и по полотенцам в частности. Тверские полотенца необычайно разнообразны по техникам, видам швов. А вышивка меня просто завораживает, особенно строчевая. Но в традиционной культуре всё так переплетается… Опять же – пример одной песни. Я для конкурса на «МИР Сибири» готовила фильм о технологии изготовления женской рубахи. Для озвучки взяла песню Нелидовского района (она соответствует месту бытования рубахи – Жарковский район, та же песенная традиция) в исполнении бабушек в записи Сергея Николаевича Старостина. С появлением в фильме новой рубахи та же песня звучит в исполнении фольклорного ансамбля «Слетье» (это выпускники «Ладушек») – девичьи голоса, современная студийная запись – т.е. старому дана новая жизнь. В конце фильма те же девушки из джинс переодеваются в народные костюмы… Получается, что песня дает костюму душу, а костюм способен дать песне жизнь. Это в фильме. А на фестивале Сергей Николаевич на своём концерте спел эту песню в своём неповторимом стиле. Вот они, варианты освоения традиционной культуры. Ȫ

Фото, отмеченные логотипом “МИРа Сибири”, взяты с сайта festmir.ru

статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *