Сетевой журнал «О.ру»

Берестяной таран из Нижнего Тагила

Сергей Арсеньевич Коротченя, сохраняя внешнюю традиционную форму, пытается найти максимально технологичные способы изготовления берестяных изделий

Новосибирск

«Я же мёртвого могу убедить, – шутит Сергей Арсеньевич Коротченя, рассказывая о получении им звания народный мастер России, – комиссия семнадцать человек и все настроены на сохранение традиционных форм ремесла. Отсматривают мои изделия – так, это не в традиции, не подходит, это не подходит. А я им объясняю, что я возрождаю материал – бересту – но работаю с ним в своём стиле. И ведь убедил! Шестнадцать против одного проголосовали».

Коротченя Сергей на МИРе Сибири 2018

Так Сергей Арсеньевич стал первым и пока единственным на среднем Урале народным мастером России. В Свердловской области он известен как самый активный популяризатор бересты – настоящий мотор, захватывающий в своё движение различные промыслы, успевающий принимать участие в более чем 20 ремесленных мероприятиях в год – и городского, и областного, и российского уровня. «Мои изделия стоят недёшево, но я не сосредоточен на продажах. Главное – это популяризация и возрождение берестяного промысла».

В этом году осуществилась мечта Сергея Арсеньевича – он открыл первый в Нижнем Тагиле и пока единственный на Урале музей бересты. Название, которое он дал музею – «Солнечная береста» – прекрасно передаёт отношение мастера к этому тёплому и, можно сказать, душевному материалу. Берестяное изделие – это всегда воспоминание о лете. В народе ходила такая поговорка – «летом рыбачу, зимой бурачу». Вот заканчиваются сельскохозяйственные работы, и мужчины берутся за изготовление бураков – берестяных коробов для переноски жидких продуктов, а также туесов (для сыпучих продуктов), блюд, солонок и прочей домашней утвари. В своём музее Сергей Арсеньевич пытается проследить историю нижнетагильского бурачного промысла, который сошёл было на нет в начале XX века, но с конца века постепенно возрождается. В коллекции музея есть несколько старинных изделий, найденных Сергеем Арсеньевичем порой в самых неожиданных местах. Вот старинный туес, в котором прежние хозяева хранили… гвозди. На его поверхности мастер обнаружил довольно редкий вариант оформления: полуистлевшую лаковую миниатюру. Знакомая подносница (Нижний Тагил – это родина знаменитого подносного промысла) Ольга Матукова определила, что это очертания традиционного оформления подносов, тагильской розы. Она восстановила рисунок с одной стороны, и теперь Сергей Арсеньевич во время экскурсий неизменно «проворачивает» такой трюк: рассказывает об истории обретения старенького потёртого туеска, а потом неожиданно поворачивает его нарядной отреставрированной стороной, повергая детей в радостный трепет. «Подносный промысел гораздо лучше сохранился, потому что в советские времена создали завод «Эмальпосуда», а при нём отдел традиционных подносов, нашли художников. После закрытия завода мастерицы, около 30 человек, разбрелись по разным фирмам, кто-то работает индивидуально, но промысел худо-бедно сохраняется».

Что касается бересты, мастеров практически не было. Сергей Арсеньевич вспоминает только нижнетагильскую мастеровую семью Камневых («замечательные мастера, жаль, что сейчас уже по возрасту отошли от дел»), которые начали заниматься берестой незадолго до того, как он сам столкнулся с этим удивительным материалом. «Это было 30 лет назад. Мы поехали с другом за клюквой, и впереди попался мужчина, который нёс берестяную пайву. Пайва – это заплечный короб под грибы или ягоды. Мы так прониклись этим образом, что стали искать информацию, большую часть которой черпали из слухов, поскольку ни книг подходящих, ни интернета у нас тогда не было. Следующим летом заготовили бересту и стали продвигаться методом проб и ошибок». С тех пор каждый год, когда зацветает шиповник в лесу, Сергей Арсеньевич отправляется за берестой, километров за 50 от прокопчённого Тагила. Береста здесь сложная, много сучков. Возможно, сказывается болотистость местности, не даром Тагил означает на языке манси «много воды». Но то, что не подходит для утилитарных целей, может быть виртуозно обыграно мастером художественной бересты. Сергей Арсеньевич показывает плоскостное берестяное панно, в котором глазки и свилеватости создают подобие абстракционистской картины.

Коротченя-Берестяная картина

«Я слесарь контрольно-измерительных приборов, работаю 8 часов в день – у меня просто нет времени делать много-много маленьких однотипных сувенирчиков – я не этим зарабатываю. А уж если берусь за творчество, то хочется сделать пусть пару-тройку, но уникальных, высокохудожественных изделий».

Сергей Арсеньевич признаётся, что маленькие изделия – это не его профиль: «У меня и домик в саду вышел трёхэтажный – во всём я такой». Садами на Урале называют дачи; это место, где люди летом работают в своё удовольствие, а слово «дача» несёт оттенок именно отдыха, это что-то «московское». Наработавшись летом в саду, Сергей Арсеньевич с октября открывает берестяной сезон, начинает «бурачить», как в пословице. Поездив по выставкам, набравшись идей, он, бывает, вскакивает в 4 утра и берётся за инструмент. Правда, собственно бураки – не его профиль. Да и берёзы в лесу, который облюбовал мастер, не очень подходят для бурачного промысла – береста ломкая, трескается на сгибе, когда пытаешься снять её «чулком» с распиленного на чурбаки поваленного ствола. А для изготовления герметичных бураков как раз нужны цельные куски, без лишних швов.

Специализация мастера, как он сам её называет: плетение крестиком по бересте. Как в вышивании крестиком красная нить идёт по белой ткани, так и здесь красная, специально отобранная береста, идёт по жёлтому фону. Вначале плетение крестиком служило исключительно конструктивным целям, для скрепления заготовок, но позже стало всё более усложняться, появился «двойной крестик», когда на полоску шириной 4 миллиметра накладывалась полоска 2 миллиметра. А потом появилась идея украшать изделия уральским орнаментом, выполненным крестиком. Первый орнамент Сергей Арсеньевич взял со старинного рушника, найденного в деревне Кулига Арамашевского района, где в детстве он проводил все свои каникулы у бабушки с дедушкой. Родители работали в мартене, и своё увлечение народным творчеством Сергей Арсеньевич связывает с деревней. До сих пор перед глазами картинка: Зима. Бабушка ткёт половики, дедушка валяет валенки и делает санки.

Раз в арсенале появились украшения сродни вышивке, рассудил мастер, нужно нарядить женщину. Так появился туес «Боярышня». Боярышня стоит в расшитом сарафане, на плечи наброшен приталенный шугай, роскошная ручка имитирует кокошник.

Коротченя-Берестяная Боярышня

«Когда-то я не придавал особого значения крышкам, ручкам и прочей фурнитуре. А оказалось, что это огромное поле для фантазии. Через это я и пришёл к Боярышне, два месяца её делал», – рассказывает мастер.

Как человек, проработавший 40 лет на коксохимическом производстве, Сергей Арсеньевич подходит к народному промыслу с инженерной смекалкой. Его ноу-хау – особой формы пробойник, позволяющий крайне аккуратно и точно пробивать отверстия для берестяного «плетения крестиком». В отличие от большинства круглых пробойников, которые можно найти в продаже, он имеет прямоугольную, 2х5 мм, со скруглёнными углами форму, что идеально подходит для вставки берестяной полоски. Также он имеет расточенный изнутри резервуар для отходов, поэтому они не забиваются в трубке пробойника, а запросто высыпаются с обратного конца.

Коротченя-Пробойник
Пробойник Коротчени

В работе активно используется трафарет – лист электрокартона, на котором размечаются и пробиваются все технологические и орнаментальные отверстия. Дело в том, что береста – очень нежный материал и крайне нежелательно делать разметку прямо на ней. Затем трафарет гвоздиками прикрепляется к бересте и пробойником намечаются, но не насквозь, отверстия. После этого трафарет убирается, береста распаривается и только после этого отверстия пробиваются насквозь. Такой многоэтапный путь гарантирует ровность отверстий. Теперь в них продевается берестяная полоска, разогретая в горячей воде.

Коротченя-Трафарет
Трафарет

Сергей Арсеньевич, сохраняя внешнюю традиционную форму, пытается найти максимально технологичные способы изготовления. Мастера, посещающие его мастер-классы, зачастую соглашаются – действительно, так удобнее: здесь концы не торчат, здесь плотнее, и так далее.

С открытием музея, похоже, начинает воплощаться и мечта Сергея Арсеньевича о создании постоянно действующей школы берестянщиков. Он уже имеет богатейший опыт мастер-классов – и в школах, и на выставках, за его авторством выпущен обучающий DVD-диск. «Если говорить о взрослых учениках – то я упор делаю на тех, кто уже умеет работать руками. Ещё лучше, если этот человек уже работал с берестой, и ему интересен мой способ обработки. Ну а дети – когда видишь их горящие глаза, понимаешь, что всё не зря».

Сергей Арсеньевич вовлекает в свои проекты и коллег из других народных промыслов Урала. Казалось бы, как можно объединить туринскую расписную игрушку, тагильский поднос, каменск-уральские колокола, фарфор Сысерти, малахит от камнерезов Екатеринбурга, таволожскую керамику? Всем им нашлось место на берестяном блюде, для инкрустации которого отдельные мастера сделали уменьшенные копии своих работ. А на юбилей Сергея Арсеньевича знакомые мастерицы лаковой росписи по металлу расписали туес, на котором по кругу располагались 12 подносиков – по цветку на каждый месяц года. Каждая рисовала свой любимый цветок, и только на март – месяц своего рождения – Сергей Арсеньевич попросил нарисовать конкретный цветок – конечно, подснежник.

Коротченя-Берестяной поднос, промыслы Урала

Сергей Арсеньевич всегда подчёркивает: «Я – слесарь КИПиА». Отдав 40 лет коксохимическому производству Нижнетагильского металлургического комбината, он никогда не преминет упомянуть о поддержке своих творческих начинаний со стороны руководства комбината и лично управляющего директора АО «ЕВРАЗ НТМК» Кушнарёва Алексея Владиславовича. «Я не берестянщик при заводе, я слесарь. Но руководство ценит меня и как берестянщика и всегда идёт навстречу».

Общаясь с Сергеем Арсеньевичем буквально ощущаешь энергию, которая клокочет в этом человеке. «Когда проходил экспертизу в художественно-экспертном совете при нашем министерстве инвестиций и развития – нормально прошёл. Стал его членом».

Вот что называется по-настоящему пробивной человек – не ждёт у моря погоды. Мы встречались на «МИРе Сибири», а после этого он побывал в Донецке, на этнофестивале «Гостиный дворъ», на «Празднике топора» в Томске, завтра улетает на фестиваль в знаменитое дагестанское село Кубачи. Дальше – «Ладья. Зимняя сказка» со стендом Свердловской области. Да из таких людей пробойники делать! Ȫ

статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *