Межрегиональный этнофестиваль дизайна и моды «Оберег» в городе Котласе Архангельской области в 2019 году прошёл при участии модельного агентства «Николай Терюхин». Редакция журнала пообщалась с членами жюри конкурса – Николаем Терюхиным и Людмилой Филичевой, преподавателем и методистом Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, г. Санкт-Петербург:
– Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о конкурсе в Котласе.
– [Николай] Самый большой конкурс русского костюма проводится в Ярославле («Русский костюм на рубеже эпох»). Архангельский «Костюм Русского Севера», в общем, ставит те же задачи и включает те же номинации. Организаторы конкурса в Котласе выиграли грант на проведение смотра, который охватил традиции юга Русского Севера – юг Архангельской области, Великий Устюг, Вологда.
На фестивале, помимо Архангельской и Вологодской областей, были представлены Санкт-Петербург, Республика Коми, Удмуртия и даже Владивосток.
– [Людмила] Я несколько лет уже мечтала попасть на Русский Север. И вот мечта сбылась. Первая встреча участников произошла в традиции людей, живущих в Архангельской области, что сразу позволило изнутри прочувствовать их бытовые и культурные особенности. Впоследствии, во время показа, было интересно наблюдать, как дизайнеры соединяют традиции своего региона и современные тенденции в моде. Некоторые коллекции по-настоящему впечатлили.
– «Оберег» – новичок среди конкурсов подобной тематики. Удалось ли организаторам чем-то удивить искушённых ценителей?
– [Людмила] Лично для меня фестиваль расширил знания о некоторых традиционных промыслах, таких как «кубовая набойка». Елена Ивановна Дикова из Каргополя провела очень информативный мастер-класс. Мне стало интересно, было ли подобное в Ленинградской области. Я окунулась в изучение литературных источников, пообщалась с работниками краеведческих музеев, нашла образцы работ в данной технике.
– [Николай] Я был приятно удивлён уровнем некоторых участников. Например, я давно знаю школу дизайна «Моделина» из города Коряжмы. На конкурсе они продемонстрировали впечатляющий профессиональный рост. Их коллекция из льна «Северное трёхречье» (совместный проект Гладышевой Оксаны и Окрепиловой Марии) – очень современная, носимая, яркая. В традиционной номинации, как всегда, потрясла Валентина Харитонова из села Ильинско-Подомское Вилегодского района Архангельской области. Она занимается ткачеством, делает реплики народных костюмов. В этот раз её коллекция называлась «Вилегодское басьё» (т.е. вилегодские праздничные наряды).
На «Обереге» модельное агентство «Николай Терюхин» продемонстрировало около 70 костюмов из коллекций «Северный Феникс», «Каргопольское щеголяньице», «Тканая осень», «Сделано на Пинеге» и других.
Добавьте сюда затраты на создание костюмов, на манекенщиц, которые бы всё это достойно показали – получается приличная сумма, и не все готовы увеличивать расходы.
– Какая-нибудь компенсация расходов на конкурсах предусмотрена?
– [Николай] Есть, конечно, подарки за призовые места и специальные призы. О чём-то более мотивирующем пока речи нет. Например, о стажировке в Доме моды Зайцева или в Английской школе дизайна. Это привлекло бы больше молодёжи к участию в конкурсах. Конечно, главное в этих конкурсах – не награды и не звания. Главное – общение, обмен опытом. Есть множество мастеров, которые годами что-то делают, но даже не задумываются о том, что можно выехать на конкурс. Для того, чтобы вовлечь их в конкурсную жизнь, в среду единомышленников, нужны усилия. И дело не только в призах и деньгах. Нужна информационная поддержка не только до фестиваля, но и после.
– [Людмила] Для меня данные конкурсы имеют очень большое значение, так как всегда можно увидеть и узнать что-то новое, а также поделиться своим опытом. Коллектив из Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, преподавателем которого я являюсь – народный самодеятельный театр моды «мАрт» – привёз пять костюмов, выполненных по финно-угорским мотивам. Но это уже современное воплощение. За основу взяты натуральные материалы, все украшения выполнены из кожи и меха, использованы различные технологии – накладная аппликация, прорезная аппликация, и – самая интересная – горячий батик.
– Что нужно учитывать мастерам при подготовке к конкурсам?
– [Николай]
Главное – настрой. И это настрой не на победу, а на новые знания. Задача – напитаться энергией творчества, новыми идеями, чтобы после конкурса сделать что-то, совершенно на тебя не похожее.
– [Людмила] Нужно учитывать стилистику заявленного конкурса, а для этого необходимо общее понимание стилистических особенностей разных направлений в искусстве костюма. Если задумки мастера попадают в указанную стилистику – вот тогда приходит черёд умению воплощать свои задумки в материале.
– Чего не должно быть на правильно организованном конкурсе?
– [Людмила] Не должно быть неопределённостей в разделении по номинациям и возрастным группам.
– Какие недостатки наиболее часто встречаются среди работ участников? К каким жюри особенно строго?
– [Людмила] Частый недостаток – несочетаемость материалов и стилей. Неприемлемый – когда «в открытую» заимствуются чужие идеи.
– [Николай] Ошибки происходят в первую очередь от безграмотности. Прежде, чем что-то создать, надо изучить то, что было создано ранее: из чего шили, как, какой крой – косой, прямой – где, что и для чего делалось.
Ведь ничего не было «просто так», «взяла и пришила». У наших бабушек всё было продумано – даже необязательные, на первый взгляд, элементы были для чего-то нужны – возможно, это был оберег или деталь для удобства ремонта.
Допустим, вещь протёрлась – эту деталь можно было легко выпороть и вшить новую, не портя всё изделие. Второй источник ошибок – это безвкусие, особенно у молодых. Школьники и студенты подчас хотят громко заявить о себе здесь и сейчас, не вникая в суть. Они пытаются подражать, в результате с их закроечных столов выходит слишком осовремененная, европеизированная мода. И вот из этого делать достижение – «смотрите, это я придумал!» – неуместно, всё было придумано давным-давно.
– Где сегодня применима народная одежда, что из неё могут надевать люди, оставаясь при этом модными и стильными?
– [Людмила] Народная одежда, конечно, применяется в театрализованных мероприятиях, народных гуляниях и так далее. Но стоит отметить, что отдельные элементы народного костюма, к примеру, вышивка, активно используются в современной одежде и аксессуарах.
– [Николай] Использоваться может всё: любая шубка, блузка. Возьмите рукав от блузки и сделайте его из новой ткани, например, шифона. Это будет выглядеть современно, но с намёком, что это оттуда, из традиции.
– Как могут прижиться венцы, повязки – ведь выглядят они довольно архаично?
– [Николай] Ну почему? Уже лет 5-7 очень актуальны головные уборы а-ля венцы, и не только у нас. Лет пять назад в коллекции Дольче и Габбана было что-то такое, взятое из кладовых. Сейчас сложно дать точный ответ, где был сделан первый такой головной убор – в Египте, в Италии или на Руси. Сегодня актуальны русские меховые шапки – песцовые, лисьи, норковые.
Тот, кто не стесняется, кто хочет выглядеть немножко не так, как все, сможет оригинально и с намёком на традицию даже джинсы украсить. Идей масса!
Из декорированного льна можно делать шикарные вещи, которые молодёжь будет носить – комфортные, современные, но в то же время с историей. Это даже не очень затратно – не нужно всю юбку вручную вышивать тамбурным швом, достаточно сделать какой-то элемент. Но нужно сделать так, чтобы потом эту юбку в пол можно было носить и с майкой, и с жакетом, можно было по-разному трансформировать. Другой пример: можно блузку вышить белым по белому – и носить и с джинсами, и с юбкой. На словах это, конечно, просто. В реальности осовремениванием традиции нужно заниматься, и заниматься должна команда – художников и, в первую очередь, менеджеров.
– Как мировые тенденции отражаются на модельном творчестве в России?
– [Людмила] Смотря, какие цели мы ставим. Если коллекция в массы, то, конечно, в ней будут прослеживаться современные тенденции моды. Если же мы хотим показать традиции русского народа, то мы будем уходить от современной моды или же будем синтезировать и создавать новое.
– [Николай]
В мировой моде существует несколько ведущих институтов, которые ежегодно рекомендуют новые тренды, цвета и силуэты. На мой взгляд, это всего лишь способ зарабатывания денег. Мода сейчас стала более неуловимой.
Если в 70-е было заявлено: все носят мини, а также сапоги-чулки, вне зависимости от возраста и размера – и все носили. Потом вдруг – клетки и юбка в пол! В 80-е все как один оделись в кроссовки и брюки-бананы, в плащи чуть ниже колена. Сейчас такого нет: французский институт моды предлагает короткое, кожу, золото, красное; англичане – в клетку, в полоску, в пол. У нас же, к сожалению, нет институтов моды с историей, поэтому мы следуем тому, что придумывают другие.
– Насколько популярна сегодня сфера народных промыслов среди профессиональных художников, где применяют свои знания и навыки выпускники этого направления?
– [Людмила] Изучение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов всегда было и будет популярно. Выпускники нашей специальности и участники народного самодеятельного коллектива Театра-моды «мАрт» Ленинградского областного колледжа культуры и искусства успешно находят применение своих знаний и умений в художественных студиях, домах культуры, других образовательных и культурно-досуговых учреждениях Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Ȫ
Фото на обложке: Алексей Шехонин
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий