Сетевой журнал «О.ру»

Межрегиональный этнофестиваль дизайна и моды «Оберег» в Котласе

Интервью с членами жюри Николаем Терюхиным и Людмилой Филичевой

Новосибирск

Межрегиональный этнофестиваль дизайна и моды «Оберег» в городе Котласе Архангельской области в 2019 году прошёл при участии модельного агентства «Николай Терюхин». Редакция журнала пообщалась с членами жюри конкурса – Николаем Терюхиным и Людмилой Филичевой, преподавателем и методистом Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, отделение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, г. Санкт-Петербург:

– Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о конкурсе в Котласе.

– [Николай] Самый большой конкурс русского костюма проводится в Ярославле («Русский костюм на рубеже эпох»). Архангельский «Костюм Русского Севера», в общем, ставит те же задачи и включает те же номинации. Организаторы конкурса в Котласе выиграли грант на проведение смотра, который охватил традиции юга Русского Севера – юг Архангельской области, Великий Устюг, Вологда.

Поморы – Мезень, Пинега, Холмогоры – отличаются более скромными костюмами, приглушёнными цветами. Чем дальше на юг, тем одежда становится «пышнее»: цвета – ярче, больше деталей, орнамента, вышивки.

На фестивале, помимо Архангельской и Вологодской областей, были представлены Санкт-Петербург, Республика Коми, Удмуртия и даже Владивосток.

– [Людмила] Я несколько лет уже мечтала попасть на Русский Север. И вот мечта сбылась. Первая встреча участников произошла в традиции людей, живущих в Архангельской области, что сразу позволило изнутри прочувствовать их бытовые и культурные особенности. Впоследствии, во время показа, было интересно наблюдать, как дизайнеры соединяют традиции своего региона и современные тенденции в моде. Некоторые коллекции по-настоящему впечатлили.

– «Оберег» – новичок среди конкурсов подобной тематики. Удалось ли организаторам чем-то удивить искушённых ценителей?

– [Людмила] Лично для меня фестиваль расширил знания о некоторых традиционных промыслах, таких как «кубовая набойка». Елена Ивановна Дикова из Каргополя провела очень информативный мастер-класс. Мне стало интересно, было ли подобное в Ленинградской области. Я окунулась в изучение литературных источников, пообщалась с работниками краеведческих музеев, нашла образцы работ в данной технике.

Котлас-Кубовая набойка Диковой
Котлас-Елена Дикова
Елена Дикова из Каргополя и её кубовая набойка. Фото: Алексей Шехонин

– [Николай] Я был приятно удивлён уровнем некоторых участников. Например, я давно знаю школу дизайна «Моделина» из города Коряжмы. На конкурсе они продемонстрировали впечатляющий профессиональный рост. Их коллекция из льна «Северное трёхречье» (совместный проект Гладышевой Оксаны и Окрепиловой Марии) – очень современная, носимая, яркая. В традиционной номинации, как всегда, потрясла Валентина Харитонова из села Ильинско-Подомское Вилегодского района Архангельской области. Она занимается ткачеством, делает реплики народных костюмов. В этот раз её коллекция называлась «Вилегодское басьё» (т.е. вилегодские праздничные наряды).

Котлас-Оксана Гладышева и Окрепилова Мария
Коллекция «Северное трёхречье»
Котлас-Владислава Романова 6 Коллекция О.Гладышевой «Северное трёхречье» (г. Коряжма) Фото Станислава Тропникова
Модель: Владислава Романова. Фото Станислава Тропникова

На «Обереге» модельное агентство «Николай Терюхин» продемонстрировало около 70 костюмов из коллекций «Северный Феникс», «Каргопольское щеголяньице», «Тканая осень», «Сделано на Пинеге» и других.

Стоит отметить интересную обучающую программу у котласского фестиваля. В Ярославле, к сожалению, обучающие элементы сходят на нет: добавлять в программу лишний день-другой на мастер-классы и общение не представляется возможным. Люди едут на фестивали за свой счёт, оплачивают гостиницы, питание.

Добавьте сюда затраты на создание костюмов, на манекенщиц, которые бы всё это достойно показали – получается приличная сумма, и не все готовы увеличивать расходы.

– Какая-нибудь компенсация расходов на конкурсах предусмотрена?

– [Николай] Есть, конечно, подарки за призовые места и специальные призы. О чём-то более мотивирующем пока речи нет. Например, о стажировке в Доме моды Зайцева или в Английской школе дизайна. Это привлекло бы больше молодёжи к участию в конкурсах. Конечно, главное в этих конкурсах – не награды и не звания. Главное – общение, обмен опытом. Есть множество мастеров, которые годами что-то делают, но даже не задумываются о том, что можно выехать на конкурс. Для того, чтобы вовлечь их в конкурсную жизнь, в среду единомышленников, нужны усилия. И дело не только в призах и деньгах. Нужна информационная поддержка не только до фестиваля, но и после.

– [Людмила] Для меня данные конкурсы имеют очень большое значение, так как всегда можно увидеть и узнать что-то новое, а также поделиться своим опытом. Коллектив из Ленинградского областного колледжа культуры и искусства, преподавателем которого я являюсь – народный самодеятельный театр моды «мАрт» – привёз пять костюмов, выполненных по финно-угорским мотивам. Но это уже современное воплощение. За основу взяты натуральные материалы, все украшения выполнены из кожи и меха, использованы различные технологии – накладная аппликация, прорезная аппликация, и – самая интересная – горячий батик.

– Что нужно учитывать мастерам при подготовке к конкурсам?

– [Николай]

Главное – настрой. И это настрой не на победу, а на новые знания. Задача – напитаться энергией творчества, новыми идеями, чтобы после конкурса сделать что-то, совершенно на тебя не похожее.

– [Людмила] Нужно учитывать стилистику заявленного конкурса, а для этого необходимо общее понимание стилистических особенностей разных направлений в искусстве костюма. Если задумки мастера попадают в указанную стилистику – вот тогда приходит черёд умению воплощать свои задумки в материале.

– Чего не должно быть на правильно организованном конкурсе?

– [Людмила] Не должно быть неопределённостей в разделении по номинациям и возрастным группам.

– Какие недостатки наиболее часто встречаются среди работ участников? К каким жюри особенно строго?

– [Людмила] Частый недостаток – несочетаемость материалов и стилей. Неприемлемый – когда «в открытую» заимствуются чужие идеи.

– [Николай] Ошибки происходят в первую очередь от безграмотности. Прежде, чем что-то создать, надо изучить то, что было создано ранее: из чего шили, как, какой крой – косой, прямой – где, что и для чего делалось.

Ведь ничего не было «просто так», «взяла и пришила». У наших бабушек всё было продумано – даже необязательные, на первый взгляд, элементы были для чего-то нужны – возможно, это был оберег или деталь для удобства ремонта.

Допустим, вещь протёрлась – эту деталь можно было легко выпороть и вшить новую, не портя всё изделие. Второй источник ошибок – это безвкусие, особенно у молодых. Школьники и студенты подчас хотят громко заявить о себе здесь и сейчас, не вникая в суть. Они пытаются подражать, в результате с их закроечных столов выходит слишком осовремененная, европеизированная мода. И вот из этого делать достижение – «смотрите, это я придумал!» – неуместно, всё было придумано давным-давно.

– Где сегодня применима народная одежда, что из неё могут надевать люди, оставаясь при этом модными и стильными?

– [Людмила] Народная одежда, конечно, применяется в театрализованных мероприятиях, народных гуляниях и так далее. Но стоит отметить, что отдельные элементы народного костюма, к примеру, вышивка, активно используются в современной одежде и аксессуарах.

– [Николай] Использоваться может всё: любая шубка, блузка. Возьмите рукав от блузки и сделайте его из новой ткани, например, шифона. Это будет выглядеть современно, но с намёком, что это оттуда, из традиции.

– Как могут прижиться венцы, повязки – ведь выглядят они довольно архаично?

– [Николай] Ну почему? Уже лет 5-7 очень актуальны головные уборы а-ля венцы, и не только у нас. Лет пять назад в коллекции Дольче и Габбана было что-то такое, взятое из кладовых. Сейчас сложно дать точный ответ, где был сделан первый такой головной убор – в Египте, в Италии или на Руси. Сегодня актуальны русские меховые шапки – песцовые, лисьи, норковые.

Котлас-Полина Лысаченкова 4
Модель: Полина Лысаченкова

Тот, кто не стесняется, кто хочет выглядеть немножко не так, как все, сможет оригинально и с намёком на традицию даже джинсы украсить. Идей масса!

Котлас-Владислава Романова 8
Модель: Владислава Романова

Из декорированного льна можно делать шикарные вещи, которые молодёжь будет носить – комфортные, современные, но в то же время с историей. Это даже не очень затратно – не нужно всю юбку вручную вышивать тамбурным швом, достаточно сделать какой-то элемент. Но нужно сделать так, чтобы потом эту юбку в пол можно было носить и с майкой, и с жакетом, можно было по-разному трансформировать. Другой пример: можно блузку вышить белым по белому – и носить и с джинсами, и с юбкой. На словах это, конечно, просто. В реальности осовремениванием традиции нужно заниматься, и заниматься должна команда – художников и, в первую очередь, менеджеров.

– Как мировые тенденции отражаются на модельном творчестве в России?

– [Людмила] Смотря, какие цели мы ставим. Если коллекция в массы, то, конечно, в ней будут прослеживаться современные тенденции моды. Если же мы хотим показать традиции русского народа, то мы будем уходить от современной моды или же будем синтезировать и создавать новое.

– [Николай]

В мировой моде существует несколько ведущих институтов, которые ежегодно рекомендуют новые тренды, цвета и силуэты. На мой взгляд, это всего лишь способ зарабатывания денег. Мода сейчас стала более неуловимой.

Если в 70-е было заявлено: все носят мини, а также сапоги-чулки, вне зависимости от возраста и размера – и все носили. Потом вдруг – клетки и юбка в пол! В 80-е все как один оделись в кроссовки и брюки-бананы, в плащи чуть ниже колена. Сейчас такого нет: французский институт моды предлагает короткое, кожу, золото, красное; англичане – в клетку, в полоску, в пол. У нас же, к сожалению, нет институтов моды с историей, поэтому мы следуем тому, что придумывают другие.

Котлас-Владислава Романова 9

– Насколько популярна сегодня сфера народных промыслов среди профессиональных художников, где применяют свои знания и навыки выпускники этого направления?

– [Людмила] Изучение декоративно-прикладного искусства и народных промыслов всегда было и будет популярно. Выпускники нашей специальности и участники народного самодеятельного коллектива Театра-моды «мАрт» Ленинградского областного колледжа культуры и искусства успешно находят применение своих знаний и умений в художественных студиях, домах культуры, других образовательных и культурно-досуговых учреждениях Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Ȫ

Фото на обложке: Алексей Шехонин

статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *