11 июня 2018 года в селе Большой Оёш Колыванского района Новосибирской области прошёл седьмой международный военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь». Этот крупнейший за Уралом форум реконструкторов уже стал «визитной карточкой» региона, география его участников охватывает практически весь бывший Советский Союз и многие европейские страны. Как и десятки тысяч зрителей, мы отправляемся на фестиваль в предвкушении настоящего праздника Истории.
«Как приходят в историческую реконструкцию?» – спрашиваю я у председателя организационного комитета фестиваля директора АНО «СИБПАТРИОТЦЕНТР» Алексея Андреевича Рогалева. «Это хобби, оно вне политики, вне экономики. Люди этим занимаются, тратят собственные деньги и самое дорогое, что у них есть – время – из-за страсти к Истории. А фестиваль – это квинтэссенция того, чем мы занимаемся. А квинтэссенцией фестиваля является демонстрация боестолкновений разных эпох. У меня часто спрашивают: «Почему именно война, разве история состоит только из войн?» Дело в том, что на фестивале у нас 6-8 часов светового дня, за которые нужно максимально полно и доходчиво объяснить людям, что такое реконструкция. А учитывая, что наша целевая аудитория – дети от 7 до 77 лет, то делать это нужно максимально ярко, красиво. Но суть реконструкции, конечно, не в этом; боестолкновения – это лишь верхушка айсберга. Суть – в изучении истории, культуры, материальных и духовных ценностей разных исторических периодов. И вот когда после наших фестивалей подходят ребятишки и начинают задавать вопросы, когда чувствуешь за некоторыми уже серьёзный багаж знаний – понимаешь, что да, сработало, полку любителей истории прибыло».
Действительно, на фестивале очень много детей. Благо, здесь можно не только поглазеть на рыцарей, мушкетёров и танки, но и самому поучаствовать в детском рыцарском турнире, пометать топоры, пострелять из лука, почеканить монеты или попрясть традиционные пояса. Над господствующей высотой Большого Оёша в эти дни всегда поднимается дым – но это не реконструкция боя, это шашлыки, а также русские печи, казаны, костры. Гостей фестиваля угощают традиционной русской кухней, татарскими сладостями и средневековой похлёбкой. И, конечно, ни ребёнок, ни взрослый не уйдут с фестиваля без сувенира – помимо большой ярмарки народных ремёсел всегда можно найти в поле гильзу от крупнокалиберного пулемёта или забрать расщеплённую стрелу. Для профессиональных фотографов, как и для любителей сэлфи, фестиваль предоставляет неограниченные возможности «пощёлкать»: «натуры» так много, что проезжающий мимо танк никого особенно не волнует. Всё это делает фестиваль одним из крупнейших центров семейного событийного туризма в регионе.
Символический старт фестиваля – выстрел из средневековой пушки – был дан врио губернатора Новосибирской области Андреем Александровичем Травниковым и полномочным представителем Президента России в Сибирском федеральном округе Сергеем Ивановичем Меняйло. После парада участников нас ждало первое показательное выступление: «На подступах к Сталинграду», посвящённое 75-летию победы в Сталинградской битве. Накануне фестиваля Алексей Андреевич рассказывал нам, что, конечно, все реконструкции заканчиваются победой «наших», ведь серия фестивалей «СИБПАТРИОТЦЕНТРА» – это часть программы патриотического воспитания, проводимой совместно с АНО «Историческое общество Сибирского федерального округа» и получившей в этом году поддержку от Фонда президентских грантов.
Однако у зрителя не должно создаваться обманчивое впечатление, что победы эти давались легко. Поэтому образ врага, создаваемый реконструкторами, порой леденит кровь своей натуральностью. Когда «немцы» подавили сопротивление передового рубежа нашей обороны и, забежав с нескольких сторон к окопу, быстро и по-деловому расстреливали красноармейцев, в горле стоял ком, и пальцы сжимались в кулаки. И было немного досадно, что в результате последовавшего боя фашисты проиграли, но смогли «организованно отступить», о чём сообщил комментатор. Кстати, каждую реконструкцию сопровождал профессиональный комментарий, разъясняющий всё происходящее на поле и его исторический контекст. Так, нас познакомили с деталями немецкого плана Блау и типами представленной техники. Когда несколько лет назад в оргкомитете фестиваля рассматривали вопрос о запрете нацистской символики («никаких свастик, никаких орлов!»), директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Валерьевич Шаповалов сказал:
«Врага мы должны показывать таким, какой он был – сильным, жестоким. Иначе, занижая образ врага, мы, тем самым, будем принижать собственную победу»
директор Новосибирского краеведческого музея Андрей Валерьевич Шаповалов
Фото: Ольга Жирных
Как известно, Конституционный суд РФ и Роскомнадзор пришли к сходным выводам – демонстрация свастики без целей пропаганды нацизма не подпадает под понятие «экстремизм».
Единственный период, который никогда не демонстрируется на фестивале – Гражданская война. «Тема братоубийственной войны – очень тяжёлая. С точки зрения военной этики, верности присяге», – объясняет Алексей Андреевич. Тем не менее, на фестивале нередки демонстрации событий несколько «забытой» Первой мировой войны, бои Русской императорской армии. В приветственном письме председателя Российского военно-исторического общества, министра культуры РФ В.Р. Мединского подчёркивается, что фестиваль «служит важным напоминанием о непрерывности и преемственности отечественной истории». В последние годы РВИО проделывает большую работу по восстановлению памяти о подвигах российских военных в Первой мировой войне, при этом перекидывая мостик и от таких деятелей времён Гражданской войны как Колчак А.В. или Маннергейм Г.К. к современной России.
Конечно, в силу объективных причин подвиг советского народа на фестивале представлен более масштабными реконструкциями. Большинство наших граждан по-прежнему отчётливее видят преемственность между теми, кто брал Зимний в 1917-м и теми, кто брал Берлин в 1945-м: с удовольствием фотографируются с советской символикой, размахивают красными знамёнами на фоне призывов комсоргов на поле боя «не отдавать врагу ни пяди советской земли». Мои размышления прерывает женщина с копилкой: «План «Блау», план «Брауншвейг» – очень страшно звучит. Но настоящий план был у Сталина!» – и предлагает пожертвовать на восстановление памятника Сталину в Новосибирске.
«Именем герцога Колыванского!» –
доносится с другой стороны, где разместилось фестивальное ристалище
Фото: Ксения Долженко
Там сошлись на рыцарский турнир представители нескольких реконструкторских клубов. С точки зрения исторической достоверности, их доспехи – абсолютные копии оригинальных. Мечи, конечно, либо деревянные, либо металлические с затупленной боевой кромкой – не меньше 2 мм. Поскольку речь идёт о Раннем Средневековье, то в основном бой является «рубкой», без колющих ударов. Так что «прилетает» современным латникам очень неслабо.
«В настоящее время быстро развивается такая разновидность реконструкторского движения, как исторические бои. Там акцент ставится уже не на историческую достоверность, а на оптимизацию доспеха, чтобы не получить травму». А тем временем ведущий, с интонациями, позаимствованными у боксёрских комментаторов, объявляет имя победителя, кто-то из зрителей выигрывает «ящик Бургундского», и мы перемещаемся к полю боя, где разворачивается представление «Битва под Смоленском. 1812 год». Гренадёры, гусары, кавалерийская атака, пороховой дым, грохот – и в конце братание русских и французских частей и внезапная штыковая атака на первые ряды зрителей, остановившаяся непосредственно перед ограждением, к радостному ужасу последних.
Очень впечатляющей оказалась реконструкция «Под Кандагаром…», рассказывающая об одном из последних боёв советских воинов-интернационалистов в Афганистане. Благодаря взаимодействию с руководством сухопутных войск РФ, организаторы смогли привлечь к реконструкции настоящие БТР, знакомые нам по кадрам телехроник тех лет. На их броне в критический момент боя из леса вылетела группа быстрого реагирования советского спецназа и оглушила нас кинжальным шквальным огнём по позициям моджахедов. Малокалиберные пушки, крупнокалиберные пулемёты, автоматы Калашникова, гранаты, а когда дошло до рукопашной, то и самбо – всё было пущено в ход.
Представление «Осада Вышегорода» познакомило зрителей с эпохой Высокого Средневековья, а завершило серию реконструкций на поле боя представление «Прага. Второй Берлин», в котором была задействована не только бронетехника, но и авиация – многоцелевой биплан По-2. К сожалению, никто из чехов не смог в этом году посетить фестиваль. «Вообще в этом году очень сложно с приездом к нам из-за Уральских гор, в связи с чемпионатом мира по футболу. Всё, что напоминает опасный предмет, тем более макеты оружия запрещены к перевозке. Не только огнестрельное оружие, но даже мечи в посылках – всё после чемпионата. Причём речь не только о Почте России, но и о частных перевозчиках», – объясняет Алексей Андреевич. «Но оргкомитет в целом избежал негативных последствий, связанных с усилением мер безопасности, чего не смогли сделать многие другие фестивали. С Росгвардией у нас сложились конструктивные, рабочие отношения». Надо сказать, что большое количество полиции не бросалось в глаза, посреди общей атмосферы карнавала их нарядная парадная форма тоже воспринималась как естественный элемент праздника. Кстати о «нарядности»: наши представления о ней буквально перевернули мужские костюмы эпохи Ренессанса: в те времена мужчины явно считали прекрасным полом себя, украшая одежду пышными сборками-буфами и выдающимися гульфиками.
Помимо представлений на поле боя, на территории фестиваля действовало несколько стационарных локаций, посвящённых различным эпохам. Слоган фестиваля – «От викингов до танков», и экспозиции в точности соответствовали этому диапазону. Здесь можно было примерить кольчугу викинга, познакомиться с вооружением ландскнехтов, подержать легендарный боевой цеп гуситов, и даже познакомиться с приёмами ведения боя в Средневековой Японии. «Мы все пошли с Раннего Средневековья, варягов, периода становления княжеств, государства на Руси», – рассказывает Алексей Андреевич. «Когда мы задумали фестиваль, у нас было объединение клубов исторической реконструкции: «Ратники Сибири», «Живая история», «Бер» и другие. Мы уже проводили под Колыванью акцию «Танки против джипов» совместно с Вячеславом Верёвочкиным, бронемастером из Большого Оёша. Офицер-танкист советской армии, на пенсии он занялся изготовлением моделей бронетехники. Вначале буквально на приводе от электродрели, затем всё больше и больше, и дошёл до полногабаритных моделей на базе списанных БМП, гусеничных тягачей. В той акции разговоры о скорости прохождения маршрута закончились сразу, как только несколько сотен джипов просто поувязли в снежной целине. А 34-ка спокойно дошла до точки разворота и вернулась. Тогда тоже, кстати, было довольно нашумевшее разбирательство по поводу демонстрации крестов на моделях немецкой техники, но, к счастью, разобрались. После «Танков против джипов» на нас вышли товарищи из отдела культуры Колыванского района, с которыми мы плодотворно сотрудничаем по сей день».
В рамках фестиваля традиционно проводится гала-концерт Всероссийского конкурса народных ансамблей «Традиции», проводимого Государственным Российским домом народного творчества имени В.Д. Поленова. Новосибирск принимает его раз в два года, чередуясь с Великим Новгородом. Завершил праздник концерт фолк-групп «Переплут» и «X-Pipes». Оценивая энтузиазм и профессионализм организаторов и участников, можно быть уверенным, что фестиваль и дальше будет расти и выполнять благородную миссию исторического просвещения. Ȫ
Фото на обложке: Ольга Жирных.
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий