Мы встретились снова. Знакомые лица, объятия, радостное перебивание новостями. Для тысяч людей фестиваль «МИР Сибири» стал личной историей. Впервые оказавшись здесь – захваченный волной фольклора, неожиданно и масштабно, во всей своей красе – живого! – сам не плошай: знакомься! Бросайся в ледяной Енисей! Прыгай через костёр! Пой! Танцуй ночи напролёт! Ведь вокруг столько интересных людей со всего света – умных, тонких, знающих и красивых – только не ленись!
По приезде на автовокзал Шушенского застаю такой диалог: «Говорят, «TRAD.ATTACK!» не приедут» – «Жаль, я бы их с удовольствием живьём послушал». Действительно, жаль. Как потом оказалось, система бронирования авиабилетов автоматически выставила их билеты на продажу, потому что посчитала, что с задержкой их рейса невозможно успеть на пересадку в Москве. А они успели. Но места до Абакана уже «ушли» другим счастливчикам. Так электронный мозг, пустивший корни повсюду, неожиданно соприкоснулся с корневым фольклором. С уважением обхожу местных меломанов и направляюсь к «Острову» – пространству между излучиной реки Шушь и Енисеем, где будет проходить основное действо фестиваля. Справа на моём пути – историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» (памятный с советских времён как дом-музей В.И. Ленина). Первое, что бросается в глаза – выставка номинантов конкурса на присуждение мастеровой премии «МИРА» переехала из глубины музейной этно-деревни непосредственно к началу экспозиции, на главную площадь Шушенского. Конкурс мастеров проводится в третий раз в рамках фестиваля (который, в свою очередь, проводится в четырнадцатый), и пожелание мастеров быть «ближе к народу» организаторами услышано и исполнено, что отрадно. На выставке представлено 12 лучших мастеров, отобранных из 145 заявок из 27 регионов России.
«А мне больше по душе выступления здесь, на площади», – говорит мой коллега, красноярский журналист Олег, с которым мы лавируем по запруженной отдыхающими площади. Действительно, многое в Шушенском напоминает о советском прошлом, и фольклорная программа здесь – безудержный искромётный разгуляй с плясками и застольный «Ой, мороз, мороз» – сильно отличается от той, что на фестивальном «Острове». Там – дотошно выверенная, прошедшая сито поэтапного отбора экспертным советом в Красноярске и Москве палитра фольклора – от корневого, этнографически достоверного до экспериментального и гиперсовременного в жанре world music. Фестиваль воспитывает новую формацию исполнителей и слушателей фольклора, ценящих аутентичность и эксперимент, укоренённость в своём и открытость иному. Неслучайно в общении с музыкантами так часто слышишь здесь отсылки к Ансамблю Покровского как источнику вдохновения. Председатель жюри конкурса на присуждение этномузыкальной премии «МИРА» Сергей Старостин рассказывает:
«Я оптимистично смотрю на будущее. Лицо исполнителя однозначно молодеет. Это заметно на каждом фестивале: и по детям, которые приезжают, и умеют петь, и по подросткам. На «МИРе Сибири», безусловно, воспитывается и свой зритель, слушатель – он имеет понятие об этнической музыке, вкус и свои желания в будущем услышать что-то подобное».
Из интервью ИА «Территория Культуры» (www.prokulturu.ru)
В эти три дня в Шушенском происходит соприкосновение эпох, поколений и мировоззрений. Пожилые люди с удивлением слушают незнакомые, но удивительно родные звуки народных обрядовых песен, которые исполняют, в том числе, совсем юные ребята. Молодёжь, вся в спиннерах и роликах, знакомится с жизненным путём вождя мирового пролетариата, разглядывает полки книг европейских мыслителей-социалистов, которые штудировал Владимир Ильич, будучи здесь в ссылке.
В штабе фестиваля царит деловая сосредоточенность. Десяток-другой журналистов в режиме онлайн выдают материалы о происходящем, аккредитованные фотографы скидывают в социальные сети свои очередные находки, телевизионщики готовятся к репортажам. Наталья Краюхина, начальник пресс-центра фестиваля, объясняет какому-то новому журналисту:
«Вот зачем сюда едут? Что-то меня не трогает, что-то даже может раздражать, а что-то пробивает настолько, что я потом неделю не могу отойти – вот ради этой эмоции и едут сюда. И все члены жюри прекрасно понимают: здесь можно найти глубину невероятную. Особенно поразительно, когда это делают дети. Вот он ещё ребёнок, а уже так тонко устроен, что в состоянии прочувствовать и передать, даже не имея пока определённого опыта, например, свадебную песню»
Действительно, если для массового зрителя фестиваль – это, в первую очередь, выступления хэдлайнеров, то для профессионалов – это, в первую очередь, конкурс, поиск звёздочек, которых можно подхватить, поддержать, направить. «Это великая поддержка, это поддержка моральная, которая вселяет в тебя уверенность – и ты можешь идти дальше», – сказала в интервью федеральному телеканалу «Культура» Антонина Агеева, молодая исполнительница народных песен из Новосибирска, завоевавшая Гран-При конкурса – бронзовую чашу «МИРА» и солидный денежный приз. «МИР Сибири» – это единственный фестиваль такого уровня, сочетающий концертно-развлекательную и конкурсную программы. Фольклорные коллективы получают возможность выступить перед громадной аудиторией и на сцене, которая способна удовлетворить звёзд мировой величины. Здесь нужно ещё учесть, что помимо более 30 000 зрителей на самом фестивале, идёт прямая трансляция на Красноярском телевидении, на сайте фестиваля и в группе ВКонтакте, причём в интернете фестиваль смотрело онлайн около 60 000 зрителей! «Это просто подвижничество», – так характеризует усилия организаторов по проведению конкурсной этномузыкальной части член жюри Инна Желанная. В этом году на участие в конкурсе поступило 235 заявок из 12 стран мира и 44 регионов России, было отобрано 48 номинантов из 23 регионов России, от Вологды и Астрахани до Забайкалья и Якутии, а также из Монголии, Танзании, Ганы. Конкурс проходил в номинациях:
– «Вокальный ансамбль» – лауреатами стали в детской возрастной категории: фольклорный ансамбль «Ерема», руководитель М.В. Ерёмина (г. Москва), во взрослой возрастной категории: фольклорный ансамбль «Дарованье», руководитель А. Г. Масленников (г. Магнитогорск, Челябинская область) и фольклорный ансамбль «Первоцвет», руководитель Л.Д. Экард (г. Красноярск);
– «Инструментальный ансамбль» – взрослые: этно-группа «ЙАТАГАН», руководитель И.А. Шакиров (г. Уфа, Республика Башкортостан) и ансамбль якутских инструментов «КЫЛ САХа», руководитель А.И. Томская (г. Якутск, Республика Саха (Якутия));
– «Вокально-инструментальный ансамбль» – дети: фольклорный ансамбль «Тигiр Хуры», руководитель А.В. Туденев (г. Абакан, Республика Хакасия), взрослые: Ансамбль прогрессивной деревенской музыки «Новые Кельцы», руководитель А.В. Палагин (г. Москва);
– «Солист-вокалист» – дети: Боровкова Мария Сергеевна, руководитель И.Г. Ануфриева (п. Шварцевский, Тульская область), взрослые: номинант Яснева Екатерина Ярославовна, руководитель Д.А. Попова (г. Красноярск);
– «Солист-инструменталист» – дети: Съянов Владимир Владимирович, руководитель А.Н. Хорошилова (г. Воронеж), взрослые: Садыков Расих Рамилович (с. Мраково, Кугарчинский район, Республика Башкортостан);
– «Солист-вокалист-инструменталист» – дети: Климова Мария Дмитриевна (номинант), руководитель М.В. Ерёмина (г. Москва), взрослые: Арапов Никита Владимирович (г. Череповец, Вологодская область);
– «Хореографический ансамбль» – дети: азербайджанский народный ансамбль песни и танца «Одлар Юрду», руководитель А.К. Джафаров (г. Красноярск);
Специальные номинации:
– «Эксперимент» – лауреатом стала группа «Абстрактор», руководитель И.Б. Сухарёв (с. Терновка, Терновский район, Воронежская область);
– «Ансамбль малой формы» – Анна Дмитриевна Колосова, Анна Ивановна Бойко (дуэт), руководитель Е.Ю. Бубнова (г. Екатеринбург);
– «Семейный ансамбль» – фольклорное семейное трио «Пимочки», руководитель И.В. Санаева (г. Красноярск);
– «За верность традиции» – аутентичный фольклорный ансамбль «Сударушки», руководитель С.А. Петелина (с. Шалинское, Манский район, Красноярский край).
Есть ещё одна традиция фестиваля, в которой, как в капле воды, отражается его сущность – т.н. «музыкальные коллаборации», когда конкурсанты, представляющие различные этнические и стилистические направления, исполняют неожиданные – для себя и для зрителей – совместные номера. Здесь русский хор может запеть под аккомпанемент тувинского горлового пения, кавказские барабаны могут зазвучать вместе с якутскими хомусами. В какой-то момент балалайка может заиграть «Smells like teen spirit» гранж-группы Nirvana, а сверху начинает импровизировать Антонина Агеева, будущая победительница Гран-При фестиваля, только что певшая русские народные песни. В очередной раз убеждаешься: «МИР Сибири» – это праздник молодости традиции, он не оторван от современности. Есть в нём какой-то юношеский задор. «Я на каникулах, об учёбе не спрашивайте!» – смеётся Антонина на мой вопрос, как её представить в статье. «И в долгожданном отпуске! М-м-м… Свободная художница – так и напишите!» Всё-таки у свободной художницы удалось выяснить, что она является студенткой четвёртого курса Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, а также методистом Областного центра русского фольклора и этнографии. Вручая Гран-При, Сергей Старостин очень точно, одним штрихом описал эту трепетную и радостную одновременно девушку: «За сценой ко мне подошла девушка и сказала: «Я так волнуюсь», – «Не волнуйся, ты просто живи и пой в радость. И она пела и жила в радость».
Рост конкурсантов можно было увидеть в буквальном смысле: те, кто приезжал сюда когда-то детьми, сейчас обернулись вполне состоявшимися, уверенными фольклорными исполнителями. Так, Света Лобанова, лауреат первой премии конкурса «МИР Сибири» – 2015, в 2017 году приехала в Шушенское в составе хэдлайнерской программы Инны Желанной «Вилы». Программа была основана на западно- и южнославянских преданиях о «вилах» – женских мифологических существах с крыльями и козьими копытцами, которые они прячут под длинными платьями. Вообще-то, они описываются как благодушно настроенные к человеку существа, но если их разозлить… Мы стали свидетелями довольно пугающего представления, в котором нежность сменялась тоской, скорбь – гневом, и всё это, через киловатты звука и огромные мониторы обрушивалось на зрителей вместе с проливным дождём. Коваными ботинками вместо копыт, четыре девушки взметали водную пыль и творили леденящую кровь мистерию. Даже когда мы слышали успокаивающие звуки колыбельной, «Стали гули ворковать, стала Маша засыпать», было совершенно понятно: что-что, а засыпать Маше нельзя ни в коем случае. Народное творчество может быть действительно страшным. И вот уже на первый план выходят электронные сэмплы, запускаемые по мановению волшебных палочек единственного инструменталиста в проекте, перкуссиониста Сергея «Grebstel» Калачёва. Он, как злобный Карабас-Барабас с длинной бородой, приводит в движение странную электронную шарманку, чей однообразный алгоритм вводит вил в некое безвольное, но в то же время недоброе состояние, они зазывают, они делают соблазнительные жесты, но ты видишь, как качаются их волосы – влево, вправо – и спохватываешься: явно не поздоровится тому, кого они всё-таки соблазнят.
И вот они идут по огромной сцене на нас, четыре женских образа, камеры выхватывают то змеящуюся татуировку, то угрожающие жесты с перерезанием горла. Их четверо, а нас десятки тысяч. И мы кричим…
Вообще, если миром действительно правит «Война полов», как о том писал немецкий учёный Иоганн Якоб Бахофен, то на «МИРе Сибири» – 2017 женское начало захватило несколько господствующих высот. Властно простирала свои руки над ночным людским морем Хелависа, лидер группы «Мельница». Вся в чёрном, с синими волосами – ещё одна фурия хэдлайнерской программы. И стадион скандировал: «Хе-Ла-Ви-Са!» и упоённо подпевал: «Испей меня, как воду…»
Окутала, обволокла и унесла куда-то – прочь от всего знакомого и понятного – Яна Вева, солистка питерской группы «Theodor Bastard». Над изысканными аранжировками в этническом стиле Яна сплетает сеть, в которой русские слова, тревожные как заклинания, сменяются небывалым, её собственным языком. Когда она открывает рот, когда эфир дрожит от напряжения – тебе кажется, что ты начинаешь что-то узнавать, но ухватить это никак не получается. Мы определённо оказываемся на грани мифа – и все это чувствуют – но мифа иного – десемантизированного, разобранного и собранного иначе, по чьей-то то ли девичьей прихоти, то ли тонкому расчёту. Шушенское в очередной раз оказывается в центе европейской судьбы, на её повороте, на наших глазах сбывается мечта европейских мыслителей-постмодернистов:
человек освобождается от оков языка, струи неведомой речи, столь же прекрасные, сколь и бессмысленные, как этот дождь, падают на нас, и Логос не властен над ними более. И мы, завороженные, молчим…
А затем в сибирской ночи звучал прекрасный Authentic Light Orchestra, состоящий из музыкантов Армении, Белоруссии, России, Украины и Швейцарии. И мы убеждаемся, что всё не случайно: швейцарка Вероника Стадлер тоже импровизирует на своём, сходном в своей непохожести ни на что языке. И шершаво-бархатный тенор-саксофон гладит Енисей, веками слушавший морин-хууры, бызаанчи и хомусы. И в какой-то момент меня охватывает ощущение пограничности и мимолётности этого мига. Завтра здесь будет шушенский стадион «Урожай», мы разъедемся по своим городам – но это будет уже совсем другая история.
А пока нас ждёт официальная церемония закрытия, слёзы и смех на сцене, вручение дипломов и, конечно, Гран-при фестиваля. Помимо Антонины Агеевой, победительницы музыкальной части конкурса, бронзовую чашу «МИРА» получает Надежда Баринова, мастер народного костюма из Твери, победившая в мастеровом конкурсе. Для неё путь к победе оказался длиной в два года – в 2015 году Надежда уже участвовала в «МИРе Сибири». И путь непростой: «Вот новый костюм, я на нём чуть глаза не оставила», – улыбается Надежда, показывая тверской праздничный женский костюм, рубаха, сарафан-юбка и фартук которого богато украшены кружевом и разнообразной вышивкой – тамбурной, стягами, мережками, крестом.
Надежда Евгеньевна – Лауреат Премии Губернатора Тверской области, заведующий сектором изобразительного и декоративно-прикладного творчества Музейно-выставочного центра им. Л. Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества. На «МИР Сибири» она привезла две коллекции: шести праздничных костюмов Тверской области и около 30 тканых поясов. Это максимально достоверно изготовленные реплики по образцам из фондов музеев Тверской области. Были представлены женские костюмы Бежецкого, Бельского, Жарковского, Нелидовского и Конаковского районов, а также мужской костюм Весьегонского района. Смотришь на эту красоту и невольно подпадаешь под очарование некой древней силы, письмена орнаментов определённо что-то говорят нам из глубины веков, но мы можем лишь смутно догадываться о смысле этого послания. И кажется, что эта красивая, со спокойным лучистым взглядом женщина – не просто мастерица или заведующий сектором. Для той, кто смогла так подчинить себе материю, в чьих руках лён, хлопок, шерсть превращаются в зримый смысл русского бытия – нужно искать другое слово. А вот смысл поясов-словок радует своей непосредственностью и жизнерадостностью: например, на поясе-словке Торопецкого района Тверской области читаем: «Если любишь не стыдись любовь открой ане любишь откажись моё сердце успокой люблю я тебя как ангел бога», на поясе из Весьегонского района: «Кого люблю того дарю».
Есть в этом женском ремесле, в этих девичьих словах, в этой готовности одарить – но только по любви – что-то всепобеждающе женское, что одно только и заставляет мужчину возвращаться снова и снова домой – на родину, к истокам, к той, чьи руки и лучистые глаза – навсегда. Здесь, в Шушенском, особо остро ощущаешь, что все эти люди, раз в год собирающиеся вместе – не просто здесь работают или развлекаются. Есть ещё одно измерение фестиваля, его душа, если хотите: это – встреча очарованных странников.
Вообще, возвращаться на фестиваль – добрая традиция. Повторно стать номинантом, пройти конкурсный отбор – удаётся единицам. А вот на фестивальной ярмарке «Город мастеров», на которой выставили свои работы 210 мастеров со всей России, можно встретить много знакомых лиц. Макс Антипов, главный режиссёр фестиваля подтверждает:
«Этих трёх дней (трёх для наших гостей, а для оргкомитета – как минимум недели) – вот этой летней недели ждёшь, по ней скучаешь. И, фактически через месяц после окончания фестиваля, мы начинаем подготовку следующего»
«МИР Сибири» – это путь длиною в год.
~
Я возвращаюсь с фестиваля, мой сосед по купе, военный из города Абаза, что на юге Хакассии, когда появляется сеть, скачивает мне свои любимые песни «Мельницы», я качаю ему «Theodor Bastard» и Старостина, и пульсация фольклора оживает внутри электронного мозга Транссиба – мы едем на следующий «МИР Сибири». Ȫ
Скан журнальной публикации: https://disk.yandex.ru/i/KFnLSCo4_a9RCw
статья написана для журнала “Народное творчество” и размещается на О.ру в авторском варианте с разрешения редакции
Добавить комментарий